Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Формирование положительного отношения к школе у будущих первоклассников. Криницына Т.В.

ср, 31/03/2021 - 21:11

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. Многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. 
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания,
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду),
-непривычно высокий уровень шума на перемене,
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки, созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. 
И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.  Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», «у тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
-неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,
-трудности в поиске друзей среди одноклассников,
-расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д.
Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. 
Необходимо воспитание положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. 
Важно заранее готовить детей к школьным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем, обсуждать разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения в школе.
Предлагайте разобрать ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:
-он кого-то обидит;
-его кто-то обидит;
-у него что-то заболит;
-он потеряет какую-то вещь;
-он не поймёт, как выполнить задание и т.д.
Внушайте детям:
-ты сможешь все, если немного постараешься;
- в школе можно многое узнать и многому научится, стоит только захотеть;
- в классе можно найти новых хороших друзей, хотя, вполне вероятно, что не все дети в классе сразу тебе понравятся (расскажите с кем и как вы сами дружили в школе).
Расскажите ребенку о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. 
Настройте детей на то, что у них будут новые обязанности. Подчеркните, что они подросли, стали взрослее. Это означает, что им будут не только больше доверять, но и больше с них требовать.
Очень важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учится оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что смог.
В последний год перед школой учите ребенка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, находить причины неудач; 
- намечать пути исправления ошибок.
Выражайте уверенность, что в предстоящем обучении, он добьется хороших результатов. Поддерживайте само стремление к творчеству и трудолюбие.