Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Волшебный мир книги и телевидения.  Что привлекает внимание современного ребенка?». Пастухова С.И.

вс, 28/02/2021 - 21:42

Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания. Книга - источник знаний. Сколько нового, интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о жизни и приключениях их сверстников, о людях, о невиданных странах, о незнакомых городах и родных селах, о животных наших лесов и о зверях в зоопарке. Книга заставляет ребенка думать, размышлять, переживать чужое горе и смеяться от души, радует метким словом, звонкой рифмой. Книги играют важную роль в жизни человека, так как они нас учат. дают советы, с помощью книг мы взрослеем и познаем мир.
Как приобщить ребенка к чтению? Как помочь ему полюбить книгу? На сегодня актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, становятся живыми друзьями для нас.
Чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека.
Интерес к книге с каждым годом снижается, книга перестала быть желанным подарком. Уже в дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры, другие технические средства. Проблема усугубляется тем, что и родители не проявляют интереса к чтению, объясняя это своей занятостью, усталостью.
Недостаточное общение ребенка с книгой негативно отражается на формировании его как личности. У детей, которые много смотрят телевизор, отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Эта проблема подвела нас к разработке данного проекта.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы как предпосылки обучения грамоте. Книга закладывает основу мировоззрения, дает возможность фантазировать размышлять, формирует нравственные качества, вот почему важно научить детей любить книгу. Так возникла идея проекта.
Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая образная, правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравнимо лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, у них развита речь. Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.
В связи с этим появилась необходимость найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая дошкольников и их родителей.
Интерактивная сказка выступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей действительности.
Сказка – древний и вечный источник мудрости, передаваемой из поколения в поколение. В них перед ребенком ставятся мировоззренческие и эстетические проблемы и вопросы, показываются пути их решения, возникают персонажи с определенными характерами, поведением.
Детям предлагается посмотреть на персонажей, отражающих определенные человеческие типажи, оценить их поступки, предсказать возможные последствия. В сказке нагляднее, чем в реальной жизни, видно, что зло всегда в проигрыше, добро побеждает зло.
Дети чаще всего не задумываются над идеей сказки, уроками, которые она преподносит. Они увлечены сюжетом. Когда малыш просит вновь и вновь рассказывать понравившееся произведение, именно эмоциональная сфера зреет и готовится к более серьезному восприятию в дальнейшем и сказок и реальной жизни.
Ребенок 4-5 лет уже может отчетливо прослеживать динамику сказочного сюжета, видеть повторяющиеся фрагменты, улавливать и предсказывать реакцию персонажей, ставить себя на их место. Это ценные приобретения, которые являются опорой социального развития ребенка, становления речи, самосознания, умения видеть и понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать.
Интерактивная сказка помогает сделать ребенка участником сказочных событий, дает ему возможность почувствовать своеобразный алгоритм сказки, логику и взаимосвязь событий. Этому способствует система заданий, сопровождающих текст сказки и рисунки.
Останавливая внимание ребенка на отдельных эпизодах повествования, они так же позволяют развивать зрительное восприятие ребенка, умение рассуждать и логически мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проверять правильность своего решения. Рисунки помимо выполнения иллюстративной функции, играют роль основы развивающих заданий.
Работая с интерактивной сказкой, следует задавать вопросы:
•    побуждающие ребенка найти и показать то или иное изображение;
•    привлекающие внимание ребенка к действующим персонажам;
•    побуждающие ребенка строить простые фразы;
•    побуждающие ребенка описать те или иные изображения с помощью прилагательных и наречий, которые дети неактивно используют в своей речи, предпочитая глаголы и существительные;
•    побуждающие сочувствовать, сопереживать, привлекающие внимание ребенка к причинам и следствиям эмоциональных состояний (радуется, потому что…, грустит из-за…);
•    обращающие внимание ребенка на красоту природы, характер людей и животных, доброжелательное отношение к ним.
Форма работы по интерактивной сказке может быть как групповая, подгрупповая так и индивидуальная (в зависимости от целей и задач). Каждому ребенку предлагаются иллюстрации к сказке (цветные или черно-белые). По ходу чтения, воспитатель делает паузы, дети индивидуально выполняют задания по содержанию сказки.
Структура ознакомления детей с книгой:
1. Вступительная часть — подготовка детей к восприятию произведения (показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, короткая вступительная беседа, использование малых жанров фольклора, припоминание знакомых произведений данного автора, показ предметной наглядности, элементы инсценирования, создание игровых ситуаций, постановка проблемного вопроса, объяснение непонятных слов).
2. Основная часть — чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию, использование различных приёмов, облегчающих его понимание детьми (рассматривание иллюстраций, повторное чтение и т.п.), упражнения в выразительной передаче речи.
Беседа после чтения с использованием вопросов, направленных на:
•    понимание основного смысла произведения;
•    воспроизведение содержания произведения.
Вопросы:
•    связаны с образом героя;
•    позволяют узнать эмоциональное отношение детей к герою, понять его настроение и эмоциональное состояние;
•    обращают внимание на мотив поступка, внешний облик, портрет героя, на сравнение героев, их поведения, характера со знакомыми детям явлениями действительности;
•    позволяют ввести дошкольников в ситуацию, которая сложилась в произведении, сделать их участниками событий;
•    побуждают вспомнить, кто написал произведение;
•    обращают внимание на речевые средства и особенности жанра.
3. Заключительная часть — возвращение непосредственно к тексту (повторное чтение произведения, если оно небольшое, или наиболее понравившихся детям эпизодов).
Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
Художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональный и духовный сторон личности ребенка. В ней ярко представлена эмоциональная оценка действительности. Взрослые при решении задач нравственного воспитания должны стремиться соединить этическое и эстетическое в одно целое.
Слушая чтение книги, ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, поступок, образ, которые не могут не затронуть его эмоций. В одно мгновение ребенок переживает какой-то отрезок жизни, и, чем сильнее переживания, тем богаче его представления о действительности.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворение от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других.
Именно поэтому книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
Проблема мотивации для достижения целей в своей профессиональной деятельности является одной из фундаментальных проблем в современном обществе, а потому является актуальной темой для изучения с психологической точки зрения.