Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультация для родителей: Игра – это серьёзно! Пастухова С.И.

вс, 14/02/2021 - 21:41

Дошкольный возраст считается возрастом игры. Дети играют всегда и везде, в одиночку и с друзьями, с родителями и со сверстниками. Для ребенка игра – это серьезное дело. Только так он может реализовывать свои интересы и желания, само выразиться, создать собственный мир. Кроме того, играя, ребенок получает не только удовольствие, но и пользу: он учится общаться, понимать других людей соблюдать правила, согласовывать действия.  И для того, чтобы процесс шел быстрее, взрослые придумали развивающие игры - самый простой и приятный способ обучения. Для этого вовсе не требуется покупать дорогие игрушки и пособия. Конечно, есть вещи, без которых не обойтись, но в основном достаточно оглядеться. Каждый предмет может стать развивающим. Главное - найти ему правильное применение.
Родителям, занимающимся со своим ребенком дома, следует, прежде чем вводить традицию семейных вечеров, поставить перед собой конкретную задачу.
Спросите себя: чему в первую очередь мне необходимо научить моего ребенка? Например, пользоваться плитой, отвечать на телефонные  звонки, самостоятельно одеваться, ходить за хлебом, вызывать врача, и так далее. Чтобы отработать эти навыки, необходимо «включить» все психические процессы ребенка: психомоторные, эмоционально- волевые, познавательные и другие.
Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социального ориентирования детей. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что «герои» и объекты наших игр - обыкновенные пуговицы, крышки, ложки, тарелки и прочая домашняя утварь и другие простые предметы, которые легко найти дома и на улице. Предлагаем вашему вниманию самые простые игры- манипуляции.
 «Пуговичный массаж»
 Заполните простую коробку (например, из под обуви) пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было побольше. А теперь вместе с ребенком:
 -  опустите руки в коробку
 -поводите ладонями по поверхности пуговиц
 - захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите руки
 - погрузите руки глубоко в пуговичное море и поплавайте в нем.
 - наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки  в ладошку
 - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц…опустите.
 - возьмите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую, перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений. Те же движения можно  совершать и внешними сторонами ладоней.
 А теперь поставьте коробку на пол:
 -Погрузите в коробку голые ступни
 -Совершайте ими круговые движения
 -По глубже погрузите ступню в пуговицы, пошевелите пальцами ног
 -Попробуйте перебирать пуговицы пальцами ног, затем приподнимите и разожмите пальцы.
Цель: благодаря такому массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром.
Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.
«Пуговичное ожерелье»
Выложите пуговицы на стол. Их должно быть достаточно много, различающихся как по форме, так и по цвету и размеру. Скажите ребенку: «Давайте сделаем в подарок нашей бабушке белое (или любого другого цвета) ожерелье. Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она  будет центром ожерелья. Положи её перед собой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их справа и слева от центральной. А теперь выбери две пуговицы ещё меньше…» таким образом, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для усложнения игры можно  нанизывать пуговицы на нить или леску.
Цель: Эта игра позволяет закрепить знания цвета, формы, величины и понимание пространственных направлений. Кроме того, ребенок переживает в процессе этой игры радость творчества – перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему. Используя принцип игры «Пуговичное ожерелье», вы можете играть, экспериментируя с цветом, формой, величиной и пространственным расположением пуговиц.
«Пуговичное лото»
Возьмите две красочно иллюстрированные книги. Найдите самые красивые картинки. Одну книгу отдайте ребенку, другую возьмите себе. Разноцветные пуговицы пересыпьте в полотняный мешочек. Скажите ребенку «Будем играть в лото». У каждого из нас есть картинка. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет, и искать такой же цвет на своей картинке. Если ты находишь этот цвет на картинке, то получаешь пуговицу и кладешь её на картинку – на то место, которое того же цвета, что и пуговица. Потом ты достаешь пуговицу, я называю её цвет и ищу его на картинке. Если я правильно назвала и нашла этот цвет, ты мне даешь пуговицу, и я кладу её на нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета своей картинки пуговицами.
Цель: Особенностью этой игры является то, что она содержит инструкцию и правила. В игре может быть и победитель и проигравший. Таким образом, мы начинаем формировать адекватное отношение к своей и чужой победе, учим переживать поражение.
Так, через систему игр мы переходим от «мануального» интеллекта к «социальному».
«Знакомая незнакомка» (игра со спичками)
Пусть вас не пугает название. Конечно, мы все помним, что спичка – не игрушка, однако в умелых и ловких руках они становятся прекрасным тренажером для тонких движений пальцев рук, зрения, для концентрации внимания, развития кратковременной памяти и творческих способностей.
Для этой и других игр со спичками вам понадобятся ковер (одеяло), если вы собираетесь играть на полу; стол, если играть за столом; два коробка спичек.
Удобно расположитесь с ребенком на полу или за столом. Включите приятную музыку. Из коробка возьмите три спички. Положите их на стол или на ковер. Предложите ребенку взять одну спичку. Скажите: «Держи спичку в руках. Ощупай её. Какая она? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Тонкая или толстая? Понюхай её. Знаком тебе этот запах? Это запах серы, из которой сделана головка спички. Теперь ощупай головку спички. Рассмотри её внимательно. Какого она цвета? Какой она формы? Видишь, какая интересная спичка! Как ты думаешь, из чего она сделана? Конечно, из дерева. Чувствуешь, спичка согрелась в твоих руках. Пока ты держал в руках, твои руки запомнили её. Пусть запомнят её и твои глаза. Рассмотри её внимательно, а потом положи свою спичку на стол (или на пол) рядом с другими. Я буду перемешивать спички, поэтому ты закрой глаза. А теперь найди свою спичку. Такой молодец!». При этом ребенок может ощупывать все спички, нюхать их, долго рассматривать. Заметьте, какое именно действие помогло ему отыскать спичку. Таким образом, вы поймете, что помогает вашему сыну (или дочери) в процессе запоминания и узнавания (какой сенсорный канал доминирует: зрительный, тактильный или обонятельный). Если наше описание показалось вам сложным, не спешите отказываться от неё.
Рекомендации:
1. Не стремитесь делать за ребенка то, что он может сделать сам.
2. Детей учит то, что их окружает.
3. Прежде чем обучать ребенка сначала сами попытайтесь их освоить, чтобы не научить ребенка заведомо неправильному исполнению. Переучиваться значительно труднее.
4. Не давайте ребенку много игрушек и предметов сразу: достаточно двух, трех, чтобы они не надоели.
5. Не ругайте ребенка, если он не справился.