Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультация для родителей «Учите детей общаться». Щербань Е.Г.

вс, 29/11/2020 - 20:54

Очень  важно  развивать социальные навыки общения ребенка - дошкольника, то есть научить  его грамотно выстраивать отношения с окружающими, формировать умение слушать и слышать, находить общий язык с  другими детьми и взрослыми, правильно доносить свою точку зрения до собеседника и даже побеждать в спорах. 
Социальный успех определяется рядом условий:

  • Личная привлекательность

Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

  • Навыки общения.

Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, открытые, ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни.
Предложите ребенку следующие ситуации и обсудите их с ним. Если твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал, ему очень больно, он плачет, что ты сделаешь? Друг без разрешения взял твою игрушку, что ты сделаешь? Один ребенок постоянно дразнит тебя и смеется над тобой, как ты поступишь? Приятель нарочно толкнул тебя, причинив боль, что ты будешь делать? К тебе в гости пришел друг и вы с ним тихонечко играете в твоей комнате, тут приходит папа и приносит твое любимое мороженое, как ты поступишь?
Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети. Обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как еще можно было поступить. Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями. А вот независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но эти качества можно сформировать и раньше. 
Прежде всего, научите его критично оценивать собственные поступки. Пусть каждый вечер ваш ребенок отмечает, какой поступок он совершил: хороший – «смайлик-улыбка», плохой – «смайлик грусть». В конце недели подсчитайте, каких смайликов больше, попросите его рассказать, когда он поступил хорошо, а когда плохо и почему. Проводите такие беседы спокойно, не повышая голоса, если даже что-то сделано ребенком не так. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, и объясните, как нужно было повести себя в данной ситуации. Если ребенок не хочет рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом, это уже говорит о том, что он осознает неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного. Обязательно похвалите за хороший поступок, за правильное решение.
Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у детей чувство юмора. Люди, умеющие со смехом, улыбкой, шуткой выйти из затруднительного положения. Чем не прививка от комплекса неполноценности? Ведь быть жизнерадостным – все равно, что быть счастливым. С чувством юмора часто соседствуют лидерские качества, находчивость, доброта и  популярность в коллективе.

  • Помогите ребенку стать хорошим другом.

Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду. Беседуя с ребенком о дружбе, можно обсудить детские пословицы: «Друга ищи, а нашел – береги», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Читая сказки, можно найти массу примеров  замечательной дружбы сказочных героев. Хороший ли друг Буратино, Карлсон, Незнайка? Обязательно внимательно выслушайте ответ ребенка на этот вопрос. Аргументы помогут вам лучше понять представления вашего ребенка о дружбе. Дружбе ведь тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им. Расскажите ребенку, кто такой друг, что дружат с кем-то не из-за какой-то выгоды, а просто так, расскажите, что с другом очень весело, друг может помочь в трудную минуту.
Чтобы ребенку было понятнее, кто такой друг или подруга, на собственном примере показывайте, что у вас тоже есть верные друзья. Рассказывайте истории из жизни, когда вам очень помогли друзья и как выручали друзей вы. Расскажите ребенку, что жизнь без друзей скучна и однообразна, что без друзей трудно прожить в одиночку. Ребенок, как губка, впитывает модели родительских отношений.
Находясь в детском саду, ваш ребенок  удовлетворяет потребность в общении в группе, ну а как же общение вне сада? Пусть приглашает своих друзей к себе, поиграть, посмотреть мультфильмы, рассмотреть картинки в интересной книжке. Необходимо, чтобы ребенок больше времени проводил среди сверстников.
В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку. Формирование самооценки ребенка. По мере ежедневного общения с детьми вы можете заметно повысить самооценку ребенка, либо, наоборот, круто ее изменить, причем далеко не в лучшую сторону. В данном случае родители служат для детей образцами для подражания. Предлагаю вашему вниманию некоторые методы повышения самооценки вашего ребенка:
Дети очень чувствительны к словам родителей. К примеру, не забывайте хвалить ребенка не только за хорошо сделанную работу, но и за приложенные усилия. Будьте хорошим образцом для подражания. Если вы сами слишком требовательны к себе, частенько занимаетесь самобичеванием, впадаете в пессимистические настроения или считаете себя мечтателем, не способным на что-либо, то ваш ребенок может полностью "скопировать" вас. Помните и о своей самооценке, не занижайте ее, и тогда ваш ребенок будет иметь достойный образец для подражания.
Указывайте на неправильные суждения вашего ребенка относительно чего-либо. Очень важно, чтобы родители замечали и заостряли внимание детей на том, что иногда они неправы. К примеру, вопрос об идеальности человека, о его привлекательности, способностях:  дети ставят слишком высокие планки и параметры красоты, привлекательности и всего остального и, как следствие, считают, что сами-то они не соответствуют этим стандартам, что и "выливается" в заниженную самооценку ребенка. Растолкуйте своему ребенку, что никто не в силах установить четкие стандарты чего бы то ни было, и что именно его неповторимость важна в деле повышения самооценки.
Будьте нежны и ласковы с ребенком. Ваша любовь как ничто другое будет способствовать повышению чувства достоинства вашего ребенка.
Постарайтесь создать теплую домашнюю обстановку. Ребенок, который будучи в собственном доме не чувствует себя в безопасности или терпит постоянные замечания и оскорбления, рискует больше других сверстников получить низкую самооценку и чувство неполноценности. Ребенок, чьи родители не перестают спорить и ругаться, больше подвержен стрессам и нервным срывам. Помните: вы должны уважать своего ребенка.
Учите ребенка правильному общению, чтобы ребенок чувствовал себя успешным и счастливым.