Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Трудно угнаться за другими. Медлительные дети. Щербань Е.Г.

вт, 21/07/2020 - 15:17

"Я его тороплю, а он назло еще медленнее..." Такие слова часто мы слышим  от родителей медлительных детей. Когда же  начинаются проблемы с ребенком?  В раннем детстве такие дети даже «удобны» для окружающих, чем слишком подвижные малыши. Нервные процессы этих детей  характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Сон их глубок и продолжителен. Но только засыпает, он и просыпается долго, необходимо дать ему с утра время на то, чтобы просто полежать и проснуться. Не забывайте, что любая спешка спровоцирует еще большее замедление. Вообще, говоря об организации дня ребенка, важно отметить, что четкий режим – прекрасный способ воспитания любого малыша, не только медлительного.
   Проблемы начинаются, когда  такой ребенок  идет в детский сад. Из-за медлительности он с детского сада может сторониться сверстников. Предпочитая беготне спокойные сидячие игры: рассматривать картинки, заниматься  мозайкой, слушать сказки. Родители поощряют такое поведение и  не помогают ребенку - не учат двигаться, бегать, прыгать и иногда, из-за боязни инфекций или по каким-либо другим причинам, сами ограничивают контакты с детьми, - все это лишь усугубляет медлительность.
    Некоторых взрослых, которые сами привыкли делать все в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.
   Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Медлительному от природы быстрым не стать никогда, он только сможет приспособиться к окружающим. Но стать чуточку быстрее он может. Поэтому следует их привлекать к играм, требующим движения, ловкости, где тренируется быстрота реакции: требуется догнать, побежать по сигналу. Сердится на малыша, за нерасторопность, не следует. Это может огорчить ребенка, вселить в него неуверенность, а вот одобрение пусть самых малых его успехов обрадует и подбодрит. В повседневном общении с медлительными детьми необходимо использовать приветливые фразы, которые создают ощущение комфорта, психологической защищенности: «Ты конечно справишься», «Хорошо, что ты рядом», «Я рада, что ты это выполнил», «Мне нравится, как ты ...», «Как я рада тебя видеть...», «Ты очень старался».
    Воспитывающие медлительного ребенка взрослые должны быть очень терпеливы. Таким детям для овладения необходимыми навыками самообслуживания требуется больше времени. Если взрослый теряет терпение, то вместо того чтобы научить самостоятельно ребенка есть или одеваться,  начинает кормить и одевать его, а ведь  сверстники ребенка  уже хорошо делают  все это сами. Не следует делать за ребенка то, что он должен  и может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым.

  Медлительные дети могут расти малоинициативными и необщительными, если взрослые своевременно не примут меры для того, чтобы этого не произошло. Полезно подвести ребенка к играющим детям, вызвать у него желание принять участие в играх.
    Непростой вопрос: можно ли действовать на копушу юмором? Да, можно пошутить над копушей - но по-доброму, без раздражения! Можно подчеркнуть это качество у себя - и пусть посмеется ребенок. Дадим ему возможность осознать свою медлительность и в то же время не чувствовать себя ущербным и неспособным. Приучите себя (и его тоже) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот такой, как есть.
   Увеличить темп  своего ребенка помогут игры со сменой движений. При этом эффект дает не постепенное ускорение темпа игры или задания, а переход от одной скорости к другой.
Игры  для  тренировки медлительного ребенка:
 «Дом-улица-детсад-школа»
    Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося одно из четырех слов, вынесенных в название. Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что произнесенному. Кто сбился или замешкался - выходит из игры. 
-Дом: мама, завтрак, кровать;
- Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий;
- Детсад: воспитатель, игрушки, группа;
- Школа: учитель, доска, звонок.
«Все наоборот»
Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания. Затем задания меняются. Услышав "Быстрей!" - дети должны замедлить темп, "Медленней!" - напротив, убыстрить его, "Тише!" - хлопать и топать как можно громче, "Громче!" - хлопать и топать как можно тише.
«Летает – не летает»
Если взрослый называет кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то ребенок должен поднять руки и громко сказать: «Летает!» Если называется нелетающее животное, например, лев, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
«Горячий мячик»
Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку - останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют - из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.
«Зеркало»
В этой игре один игрок (ребенок) будет зеркалом, то есть будет повторять все движения стоящего напротив взрослого. Водящий делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Ребенок повторяет их в точности, с такой же скоростью.
«Замена»
В предыдущую игру добавляется одно условие: если взрослый приседает, ребенок должен подпрыгнуть, если подпрыгивает - присесть. Остальные движения копируются.
«Запрещенное движение»
Сначала взрослый и ребенок договариваются о том, какое движение будет запрещенным. Затем начинается игра, и ребенок повторяет вслед за взрослым все движения, кроме одного. Как только он видит, что взрослый сделал запрещенное движение, то ни в коем случае не повторяет его, а хлопает один раз в ладоши. Если игрок "попадется" (то есть сделает запретное движение) три раза, то он считается проигравшим, и игру можно начинать заново.
«Кошачьи коготки»
В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово "солнышко", то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово "мышь", то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.
"Бег пальчиками"
Пускай большой и указательный пальчики «побегают. Для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать" в обычном темпе. Можно устроить соревнование.
 «Зоодискотека»
Для этой игры понадобится музыкальное сопровождение. Пускай дети ходят по кругу, пританцовывая, а по специальным командам делают определенные движения. Например, на слово "зайчики" дети должны начать прыгать, на слово "лошадки" - как бы ударять копытом об пол, на слово "раки" - пятиться, "птицы" - бегать, раскинув руки в стороны, "аист" - стоять на одной ноге и т.д.
    Замечательный педагог К.Д.Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его  надо во всех отношениях знать. И исходя из опыта своей работы хочется сказать родителям и педагогам - для правильного, разностороннего развития ребенка, поддержания спокойного состояния и хорошего самочувствия необходимо, чтобы его воспитание строилось с учетом  всех особенностей.
 
Литература:
1. Правильно ли воспитываем малыша Под ред. Л.Ф. Островской – М.: Просвещение, 1989 г.
2. Статья «Игры для медлительных детей» подготовлена по материалам следующих сайтов: Автор:   Н.И.Ганошенко