Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников. Мозжина Т.М.

чт, 16/07/2020 - 11:54

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирование нравственно-оценочного опыта поведения в природе. Игры желательно проводить в естественной природной среде (за исключением игр с комнатными растениями). В ходе игры дошкольники при контакте  природным объектом (наблюдении, прикосновении к растению, животному) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

«Беседа с деревьями»

Цель. Учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Предварительная работа. Чтение литературных произведений по теме, наблюдения в природе, просмотр презентации «Деревья – они все разные».

Ход игры:

Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберите то дерево, которое вам больше всего нравиться, подойдите к нему, обнимите его и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет».
Вернувшись дети (по желанию0 рассказывают о «своем» дереве.
Таким же образом, можно провести «Беседу с цветами», «Беседу с животными». 

«Встреча с растением»

Цель: формирование эмоционального отношения к природе, закрепление названий деревьев и цветов».
Материал:презентации на тему «Цветы», «Деревья – они все разные».

Ход игры:

- Посмотрите. сколько прекрасных цветов сегодня появилось в нашей группе, назовите знакомые вам цветы (деревья).
- А давайте представим с вами, что мы цветы (деревья). Наступило утро, взошло солнышко  и цветы стали поднимать свои головки, радоваться новому дню, покажите, как цветы радовались (под музыку дети выполняют разнообразные движения). 
Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта.
В ходе игры обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.

«Радости и огорчения»

Цель: формирование собственного отношения к природе.
Материал: фишки (яркие – желтого, зеленого, красного цвета; темные – серого, коричневого цвета).
Предварительная работа:просмотр презентации на тему: «Достопримечательности нашего города», видеофильм «В гостях у Старичка-лесовичка».

Ход игры.

I вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например:
Самое красивое место у нас в городе…
Мне было радостно, когда…
Я очень огорчился, когда…
Мне стало грустно, когда…
За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую – за продолжение первых двух предложений и темную – за продолжение двух последних. После игры подводится итог, дети и педагог обсуждают, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию (например, если в парке сломаны ветки деревьев, много мусора и т.д.)
II вариант. Игра проводится по типу «вопрос-ответ». Старичок-лесовичок задает детям вопросы:
- назовите самое красивое место в нашем городе;
- куда в выходные дни вы ходите  с родителями;
- что тебя порадовало во время прогулки?
- что тебя огорчило? и т.д.

«Путешествие»

Цель: воспитание бережного воспитания к природе.
Материал:картинки с изображением зайцев, кошки, цветов.

Ход игры.

В разных местах групповой комнаты оборудованы остановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Педагог предлагает детям отправиться в путешествие. на каждой остановке рассказывает об изображенном на картинке.
I остановка– «Дед Мазай и зайцы»
Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает:
«Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
 К бедным зверькам;
уж под ними осталось
меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал6 лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои. – ничего!»
Вопросы:
- Что мы узнали о деде Мазае?
- Как люди могут помогать животным, попавшим в беду? (ответы детей)
II остановка – «Кошка»
На улице жалобно мяукал котенок. Мальчик Юра попросил маму дать для него еды. Он вышел на улицу, дал котенку молока и смотрел, как он ест. Кошка была рада, и Юра рад…
Что можно сказать о Юре?
III остановка – «Цветы»
Весной вместе с мамой Оля посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Оля подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала  решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, радуют всех, ведь дома все равно скоро завянут, и их придется выбросить!»
- Что можно сказать об Оле?
- Как бы поступили вы?
Примечание: Игра разработана А.И. Сорокиной и адаптирована в целях воспитания у детей нравственного отношения к природе.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении.
Материал:презентация со слайдами следующих сюжетов: дети сажают деревья, поливают цветы, дети делаю скворечник, дети разрушают муравейник, дети ломают ветки деревьев).

Ход игры.

Дети оценивают действия персонажей.
«Экологический светофор»
Цель:продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.
Материал:вырезанные из картона круги красного и зеленого картона.

Ход игры.

Педагог раздает каждому ребенку по два картонных круга (зеленый и красный).
- Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте2 зеленый свет, а если неправильно, - красный.
1.Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на яблоню и стали рвать зеленые яблоки. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетели зеленые яблоки, но они продолжали повторять ребятам свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с мамой, как помочь сломанной яблоне.
Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2.Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на полянке. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.
Правильно ли поступила Аня?
3.Юля с папой шли через парк и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что рядом где-то е гнездо»,- сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - предложила Юля. «Птичке это не понравится!», - сказал папа. – Когда придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».
Как вы считаете, папа правильно поступил?
4.Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.
Как вы думаете. правильно поступили родители Лены?

«Необычное путешествие»

Цель: продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.
Материал:картинки с изображением бережного отношения к природе и жестокого.

Ход игры.

I вариант. Педагог раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия, рассказывают, что на них изображено, оценивая поступки детей).
II вариант. Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения к природе. Выигрывает та пара, которая соберет больше картинок.
III вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать.