Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Развивающее игровое рисование для старших дошкольников с использования метода морфологического анализа технологии ТРИЗ. Криницына Т.В.

ср, 15/07/2020 - 12:08

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Игра, а также связанные с ней виды деятельности, в том числе и изобразительная, являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл.
С помощью изобразительных дидактических игр и упражнений, взрослый приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем, требует определённого волевого усилия.
Все игры в изобразительной деятельности носят творческий характер и направлены на решение задач художественно-эстетического развития.
Очень интересна для детей и эффективна для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов в изобразительной деятельности игра по методу морфологического анализа технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Суть метода заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Цель метода морфологического анализа - выявить все возможные варианты решения данной творческой задачи.
Для морфологического анализа строится таблица.  В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.
Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей. Перебираются все возможные варианты.
В изобразительной деятельности таблица заполняется зарисовками характеристик образа, комбинируя которые, дети изобретают и изображают свой вариант художественного образа. 
Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев.
При составлении таблицы идет одновременно необходимая в предметном рисовании или лепке работа над выделением частей объекта и их качествами.
Очень эффективна такая игра для создания в изобразительной деятельности сказочных образов.
С использованием такой игры можно создать, например, множество образы сказочных замков, птиц, животных, героев.
Рассмотрим этот метод на примере создания образов динозавров. Эта тема очень познавательна для детей 5-7 лет. Любой ребенок всегда с большим интересом рассматривает иллюстрации энциклопедии, посвященные динозаврам. После рассматривания иллюстраций можно предложить ребенку придумать и нарисовать свой образ динозавра, а может быт даже и не один, вырезав которые, можно создать целую композицию «Страну динозавров». Для этого во время рассматривания иллюстраций составляется таблица из пяти колонок. В таблицу заносятся всевозможные характеристики разных динозавров. Первая колонка – «туловище» - зарисовываются различные варианты туловищ динозавров. Вторая колонка – «голова», третья – «лапы», четвертая – «хвост», пятая – «наросты». Заполняются аналогично зарисовками этих частей тела. Ребенок выбирает из всевозможных вариантов какая будет у динозавра голова, туловище, лапы и т.д. Затем зарисовывает и раскрашивает полученный образ. Динозавр готов.