Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Нравственное воспитание детей: ошибки, которые совершают родители. Ираклионова Л.А.

пн, 29/06/2020 - 15:55

Нравственное воспитание детей – нужно ли оно в современном мире? Не секрет, что многие родители главными качествами для своего малыша считают умение постоять за себя, занять свое место под солнцем, получить выгоду. «Наглость – второе счастье», «от работы кони дохнут», «люби себя, чихай на всех». Вы так воспитываете своего малыша? Надеюсь, что нет!
Так что такое нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и надеюсь, не сменятся никогда. И если ребёнку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт. Поэтому переоценить важность семьи в этом вопросе невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребёнком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Общение является первой социальной потребностью ребёнка и играет огромную роль в его развитии. Общение малыша с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребёнок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом, - все это разносторонне формирует его чувства и представления.
Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно, - своими поступками, высказываниями и т.д. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образцам, ребёнок овладевает нормами поведения и отношений к окружающим людям.
Но не все родители стремятся организовать содержательное, педагогически ценное общение с детьми, и оно происходит лишь в процессе еды, одевания и купания. Есть родители, которые задаривают ребёнка дорогими игрушками, книжками, лакомствами, предоставляют в полное распоряжение телевизор и считают, что удовлетворяют его потребности. Но при этом важнейшая детская потребность – потребность в общении с родителями – остается неудовлетворенной! Недопустимо, когда интересы взрослых и детей как бы разделены непроницаемой стеной; родители не считают нужным приобщать детей к своим чувствам и переживаниям, к своим увлечениям. Дети иногда очень мало знают об отце и матери, их человеческим качествах, так как между родителями и детьми редко возникают разговоры о труде, взаимоотношениях людей, их поступках, об общественных явлениях, о природе; редко организуются совместные занятия, когда перед ребенком раскрываются знания, умения взрослых, происходит обмен мыслями, чувствами. Но именно на почве такого содержательного общения между родителями и детьми вырастает взаимопонимание, доверие, формируются нравственные чувства и представления ребёнка, обогащается его нравственный опыт.
Итак, ошибки, которые нельзя допускать в воспитании детей.
1. Нельзя говорить ребёнку,  что он плохой.Лучше он не станет, а вот неуверенность в себе будет гарантирована: кстати, жить с ней очень трудно. Плохой не ребёнок, а его поступок. Правильнее будет сказать, что Вас очень расстроил его поступок, поведение и т.д. Не следует заявлять, что ребёнок непослушный, "пока сто раз не скажешь ему, он ничего не сделает". Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т.д. Однажды мальчик сказал: "А моя мама меня зовет неудачником, всё равно из меня ничего не получится".  Понятно, каковы последствия такого воздействия. Избегайте прозвищ, насмешек, обидных высказываний.
2. Многие родители говорят своим детям: «Вот Таня хорошая девочка, а ты…». Никогда не сравнивайте, своего ребёнка  с другими детьми. Чтобы не обидеть малыша резким словом, можно сравнить его с тем или иным сказочным героем, образ будет достаточно простым и понятным.
3. Не требуйте от ребёнка невозможного.Речь идет о солидном количестве требований, обязательств, предписаний и условностей, которые практически нереально выполнить и которые не соответствуют возрастным возможностям ребёнка, его темпераменту. К чему это приведет? К  багажу комплексов и чувству собственной несостоятельности, часто ложному.
4. Гиперопека со стороны родителей. Это сущий ад, как для дошкольника, так и для подростка. Повышенная забота приводит к тому, что ребёнок становится зависимым, тревожным и не способным к принятию самостоятельных решений.
5. В воспитании детей важен каждый компонент. Нельзя заострять своё внимание на чём-то одном. Например, только на том, чтобы рассказывать малышу о тех нравственных качествах, которые вы хотели бы в нем видеть. Необходимо также показать на своем примере, как надо относиться к людям. Предоставить такую ситуацию, в которой бы ребёнок смог показать свои моральные качества, утешить кого-нибудь, пожалеть, поделиться.
6. Нравственное воспитание дошкольника не должно идти на самотёк. Виной общего социального бедствия и отсутствия нравственного воспитания дошкольника является именно безответственность родителей, которые уже с самого маленького возраста доказывают, что ребёнок не отвечает за свои поступки. Особенно это касается детей до 3 лет. Им кажется, что малыш мало что понимает и осознает, его поступки спонтанны и не умышленны, поэтому им все сходит с рук.
Как же понять, виноват ребёнок или нет?
Нравственное воспитание дошкольника - процесс не такой простой, как кажется. Ученые всего мира уже давным-давно доказали тот факт, что дети 3 лет уже вполне все понимают и мотивируют свои поступки. Они могут контролировать своё поведение и выполнять простейшие нравственные нормы тоже в состоянии.
Однако произвольность не является главным критерием правильного поведения ребёнка. Родителям необходимо помнить, что еще в очень маленьком возрасте малыш имеет основные понятия о морали, которые он узнает из сказок. Несмотря на то, что эти познания весьма поверхностные, для начала их вполне достаточно. На протяжении всего периода детства ребёнок черпает знания морали из окружающей его среды. Естественно, никто не проводит для него специальные уроки нравственности и морали, всю необходимую информацию малыш получает непроизвольно. Это происходит во время общения с другими детьми, когда воспитатель или родители контролируют поведение группы и объясняют примитивные правила поведения в обществе. Нравственное воспитание дошкольника формируется не сразу, но постоянное повторение правил приводит к формированию определенной линии поведения. Немалое значение имеют и отношения в семье, ссоры или любовь между родителями, общение родителей с бабушками и дедушками, общение каждого из них с самим ребёнком.
7. К возрасту 3-4 лет становится вполне понятно, что малыш уже может сам контролировать своё поведение и отвечать за свои поступки, но проблема в том, что он не хочет этого делать. Многие родители стараются заставить ребёнка. Однако в этом случае необходимо соблюдать меру, так как излишнее усердие только разозлит малыша и вызовет сопротивление. Наилучшим способом в этом случае можно назвать метод кнута и пряника. Ребёнок должен точно знать, что если он не будет соблюдать необходимые правила, то его ждет наказание, а примерное поведение поощряется.
8. Нельзя обманывать ребёнка, так как если вы ему не купили обещанную игрушку в этот раз, то в следующий раз он вряд ли вам поверит.
9. Замените угрозу обещанием– не выполняемые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребёнку часто говорят: "Если ты не уберешь игрушки, то я сейчас все выкину…" Или: "Перестань реветь, а то я уйду". Лучше делать упор на положительное, например, сказать: "Если ты сейчас быстро уберёшь игрушки, то мы успеем ещё и почитать с тобой сказку". Так можно предупреждать детское непослушание.
10. Не используйте в общении с ребёнком выражений типа: "Ты бы лучше…" Обсуждайте только, как исправить положение. Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, что унижают их, на замечания, приводящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а порицание подавляет.
Педагогические, психологические и социологические исследования
подтверждают огромную роль семьи в формировании личности. Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств дошкольника. Гуманные чувства, закладываемые семьёй, являются важной предпосылкой правильного нравственного развития ребёнка с малых лет.  В.А. Сухомлинский писал: «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости — это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам является испытанием человечности».
Помните, что самым важным для ребёнка - дошкольника является одобрение и признание родителей, поэтому именно для вас он и будет стараться соответствовать вашим требованиям. Ваш пример – лучшее нравственное воспитание детей.

Воспитывайте ребёнка правильно!