Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Влияние взрослых на формирование экологической культуры ребенка Ираклионова Л.А.

пн, 29/06/2020 - 15:42

Экологическая культура общества очень сильно зависит от преобладающих в этом обществе взглядов. Долгие годы человек использовал природу для удовлетворения своих желаний и потребностей, нанося тем самым большой вред экологии. Чтобы человечество могло выжить необходимо уже сегодня воспитывать экологически грамотное поколение, а для этого надо поменять самим взрослым отношение к природе. Большую работу в этом направлении ведут образовательные организации, но к сожалению, этого мало. Основное воспитание дети получают в семье. Поэтому в этой статье мне хочется обратить внимание родителей на те типичные ошибки, которые совершаются во время общения с детьми.
К первой можно отнести деление животных и растения на «вредных, опасных и полезных». В результате, у детей уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение прежде всего к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Часто дети оказываются в сложном положении: вначале взрослый рассказывает об опасности, «вредности» ядовитых грибов, а затем — о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно.
Почему появилось выражение «вредные», «полезные»? Полезными мы считаем животных, которых можем использовать в своих целях. Тех же, кто создает какие-либо неудобства человеку, мы наградили ярлыком «вредные». Все «вредные» животные и растения так или иначе конкурируют в борьбе с человеком за ресурсы, наносят урон урожаю и т.п. Как правило, в категорию «вредных» попадают и многие хищники (волки, которые нападают на овец; лисицы, которые крадут кур; орлы, ворующие цыплят, и т.п.). Употребление такой классификации правомочно с точки зрения сельского хозяйства (там определение «вредители» имеет свое обоснование), но не экологического подхода. В этом возрасте дети очень восприимчивы к словам «плохой», «хороший». Слово «вредный» дошкольники отождествляют со словами «плохой», «нехороший», «непослушный», ведь и сам ребенок иногда слышит в свой адрес: «Какой же ты вредный! И когда ты только исправишься и будешь вести себя нормально?!» Иногда за «вредность» наказывают и физически. Значит, «вредные» животные в чем-то тоже виноваты и должны, с точки зрения ребенка, «исправиться», «стать хорошими»; в противном случае «их накажут». В результате такого подхода дети делают вполне логичные выводы: чем меньше «вредных» животных, тем лучше, они не нуждаются в бережном отношении и охране.
К начальной школе у детей уже сформированы представления о волке и других хищниках как о «плохих, злых» животных, а о зайцах и других травоядных — как о «хороших, добрых». Отсюда дети делают выводы: плохой волк не нужен, его можно убивать, а потому и нет смысла охранять.
Обратите внимание: все «вредители» живут рядом с нами только потому, что мы сами создаем для них благоприятные условия — обеспечиваем пищей, водой, местообитанием. Почему на полях нам приходится постоянно (но безуспешно) бороться с колорадским жуком, а в естественных условиях он в таком количестве не размножается? Потому что, во-первых, в естественных условиях у него есть «враги» — животные, вирусы, которые ограничивают численность этого насекомого. Во-вторых, нигде в природе мы не найдем таких одновидовых насаждений, как картофельное поле. Мы же создаем у себя на огороде монокультурные насаждения, в частности, картофеля, а это — прекрасная пищевая база для колорадского жука. Неограниченный в еде, в отсутствие «врагов», колорадский жук быстро осваивает новые территории. Почему в домах заводятся тараканы, мыши, а во многих городах наблюдаются вспышки численности крыс, ворон? Потому что люди создают для них комфортные условия — убежища, корм (пищевые отходы, мусор на свалках, крошки и т.п. в домах). В естественных же условиях количество всех этих животных также регулируется законами природы (ограниченное количество пищи, «враги», болезни).
Таким образом, мы должны четко разделять две среды: в одной из них — искусственной, созданной человеком, — законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных и нежелательных для нас животных, которых мы называем «вредными» (тараканов, крыс, мышей), должна регулироваться самими людьми. Но в естественных экосистемах все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на планете. Именно в естественных условиях делить их на вредных и полезных бессмысленно.
Помимо деления объектов окружающего мира на полезные и бесполезные, наблюдается и деление на красивые и безобразные, опасные и неопасные. При такой оценке большое значение имеет отношение самого взрослого к тому или иному объекту.
Эмоционально окрашенное отрицательное отношение взрослого к тем или иным объектам крайне негативно сказывается на восприятии этих объектов (пауков, змей, жаб, лягушек) детьми. Взрослые нередко позволяют себе в присутствии ребенка, у которого еще не сформировалось собственное отношение к объектам природы, выражения типа: «Фу, какая гадость! Какой неприятный, брось его (ее) сейчас же!». Обычно это относится к лягушкам, змеям, дождевым червякам. На вопрос «Почему вы не любите тех или иных животных?» большинство взрослых отвечают: «Они мокрые, скользкие, голые, неприятные и т.п.». Однако в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать. У ребенка этого возраста часто эмоциональное неприятие животного переходит в практическую плоскость: гадкий червяк — нужно его раздавить. Задача взрослых показать ребенку, что внешний вид любого организма — это его приспособление к жизни в определенных условиях. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни — необходимо.
Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены. Живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Цель взрослых - показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.
Еще одна распространенная ошибка – это оказание помощи природе без учета ее законов. Ярким примером этих слов является гибель белок в лесопарках городов. Специалисты считают, что причиной этого является «помощь», которую оказывают данным животным люди, подкармливая зверьков несвойственной для них пищей. Прекрасной иллюстрацией ко всему вышесказанному может служить древняя китайская сказка. Обсудите ее с ребенком.
Почему умерла чайка.
Жители княжества Лу никогда не видели моря. Но случилось так, что в их княжество залетела морская чайка. Она совсем была не похожа на тех маленьких разноцветных птичек, что порхали с песнями в лесах... княжества Лу. Диковинную птицу поймали и принесли к князю. Князь увидел чайку, удивился и сказал: «Таких птиц на земле не бывает. Значит, это небесное существо. И потому приказываю всем относиться к этой птице, как к существу божественного происхождения». Чайку поместили в самом лучшем храме. Трижды в день являлись в храм княжеские музыканты и исполняли в честь божественного существа приятнейшие мелодии. Но морская чайка никогда не слыхала прежде ни ударов гонга, ни барабанного боя. И каждый раз, когда музыканты ударяли в гонги и били в барабан, у чайки от страха замирало сердце.
Трижды в день приносили ей слуги на золотом подносе душистые ананасы. Но чайка привыкла есть обыкновенную рыбу..., и она не прикасалась к ним.
Трижды в день приносили ей в серебряном кувшине наилучшее княжеское вино. Но чайка могла пить только морскую воду...
От постоянного страха, от голода, от жажды морская чайка умерла. Слуги донесли об этом князю, и он, опечаленный, воскликнул: — Разве не услаждал я слуха божественного существа игрою лучших своих музыкантов? Разве не кормил его прекрасными яствами? Разве не поил его столетними винами? Почему же оно не захотело жить?
Князь так и не понял, что бедная чайка умерла от неуместных забот. Ибо, если нельзя с человеком обращаться, как с птицей, то и с птицей нельзя обращаться, как с человеком.
 
Таким образом, необходимо разделять действия людей в окружающей среде и в природных условиях. Ребенок уже с детства должен понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: в городе, поселке, парке, на участке детского сада. Именно к такой ситуации подходит известное выражение А. Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В естественных же условиях любая деятельность, в том числе и «помощь», должна строиться с учетом законов самой природы.
В заключение хочется обратиться ко всем взрослым: «Уважаемые взрослые, пожалуйста, покажите детям уникальность, красоту и универсальность природы! Природа - это среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна».
 
В публикации использованы материалы Н.А. Рыжовой.