Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультация для родителей по теме: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников». Захарченко А.П.

пн, 29/06/2020 - 12:29

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Способ акцентирования, выделения звука в слове ребенку легче передать в игре.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом, в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Представленные игры делятся на две группы: игры со звуками и игры с буквами.
Игры со звуками можно проводить в любое время – утром, после сна, вечером.
Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать:
1.Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
2.Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.
3.Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.
4.Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.
5.Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.

«Хлопни, если услышишь в слове звук « А».

Цель: Учить ребенка выделять заданный звук из слова. 

Ход:

Взрослый: Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.

«Три слова».

Цель: Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход:

Взрослый: Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребёнок: Звук У.     
Взрослый: Где ты услышал звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребёнок: В начале слова.
Рекомендации: Если ребёнок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребёнку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребёнком звуков из слова.

«Картинки».

Цель: Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.

Ход:

Взрослый: Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребёнок: Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.

«Путешествия по комнате».

Цель: Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход:

Взрослый: У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.
Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребёнка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребёнку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука с.  Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребёнком, даете оценку.
Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребёнку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии.
Когда ребёнок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.

«Составь слово из отдельно названых звуков»
(«Поймай словечко в ладошки»)

Цель: Учить ребёнка составлять слово из отдельно названных звуков. 1-й вариант.

Ход:

Взрослый: Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Ребёнок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант. Ход:

Взрослый называет звуки слова  в нарушенной последовательности: Д, М,О. ребёнок путем проб и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Цепочка слов»

Цель: Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

1-ый вариант. Ход:

На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК. Ребенок. Коза.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).