Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей. Захарченко А.П.

пн, 29/06/2020 - 11:52

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э.К. Суслова

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятиям.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть, накормить.
Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

Водичка, водичка.
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.

Накормить:

Травка-муравка со сна поднялась.
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки — за капусту.
Мышки — за корку.
Детки — за молоко.

Игры с движениями рук, пальчиков, хождением проводятся с новыми текстами, например «Пальчик — мальчик».
Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой — тол есть движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развертывается действие, в одном стихотворении оно очень простое, а в другом - это цепь взаимосвязанных действий персонажа, то есть сюжет. В прибаутке «Петушок — петушок» — всего один персонаж и очень простое действие. Основная интонация стиха — ласковая, звучание его напевно, мелодично. Малышу рассказывают первые в его жизни сказки: « Репка», «Курочка Ряба».
С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном — об игрушках. Взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.
Речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. Ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить ее в отведенное место.
Ребёнок — один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленькая» — о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!

Наша Маша маленькая.
На ней шубка аленька
Опушка бобровая
Маша чернобровая!

Гениальный творец языка и величайший педагог — народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все. что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребёнка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Народная мудрость гласит «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Таким образом, ребёнок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребёнок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин — это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку — это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребёнок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству.