«Дидактические игры на развитие элементарных математических представлений». Фещенко В.А.
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько
качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал
личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий
форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Вот некоторые примеры:
1. Количество и счет.
В средней группе в эту категорию входит совершенствование умения считать в пределах пяти и закрепление навыков порядкового счета в пределах пяти. Дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.
Играем с пирамидкой.
1. Сосчитай колечки у пирамидки. Сколько колечек?
2. Посчитай колечки по порядку, называя их цвета. На каком месте находится синее колечко?
3. "Угадай что изменилось?". Попросить детей закрыть глаза. Меняем колечки местами или убираем колечко. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось (например:
"Желтое колечко лежало на четвертом месте, а сейчас на втором месте")
4. Расположи колечки в порядке возрастания ( в порядке убывания).
2. Величина
Здесь важно научить детей сравнивать несколько предметы по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.
Игровое упражнение."Отгадай чего не стало".
Подбираются предметы, разные по величине: две ленты разной длины, две банки (высокая и низкая), толстая и тонкая книга и т.д.
Отгадывая, чего не стало, дети должны охарактеризовать убранный предмет.( "Убрали тонкую книгу".
3. Форма.
Эта категория предполагает совершенствование умения распознавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).
Дидактическая игра. "Найди фигуру".
Нужно приготовить предметы в форме шара и куба: мяч, клубок ниток. коробка в форме
куба, кубик, апельсин и т.д. Дети называют фигуру и предмет, похожий на неё.
4. Ориентировка в пространстве
Знакомство с этой категорией происходит благодаря формированию у детей следующих умений:
• различать и называть правую и левую руку;
• различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);
• ориентироваться «на себе» ( т.е. умение выделять «на себе» стороны, справа, слева, вверху и т.д.).
Куда пойдешь и что найдешь?
Материал игры: любые игрушки.
Содержание игры. Взрослый раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка воспитатель ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит:
«Вперед пойдешь – машину найдешь,
Вправо пойдешь – мишку найдешь,
Влево пойдешь – матрешку найдешь,
Назад пойдешь – паровоз найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »
Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.
Воспитатель говорит:
«Вперед пойдешь – куклу найдешь,
Вправо пойдешь – зайца найдешь,
Влево пойдешь – мяч найдешь,
Назад пойдешь – юлу найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ».
5. Ориентировка во времени
Данная категория включает в себя:
- ознакомление детей с понятием «вчера, «сегодня», «завтра»;
- расширение представления о частях суток и их последовательности;
- формирование понятий о цикличности времен года.
Сформировать и закрепить эти понятия помогут игры: «Мой день», «Разложи картинки по порядку», «Назови соседей», «Когда это бывает?», "Закончи предложение","Наоборот"и др.
Игра «Когда это бывает»
Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: С детьми рассматривают картинки, фотографии,
изображающие деятельность детей и
взрослых в разные отрезки времени.
Иллюстрации должны быть такими,
чтобы на них были явно видны признаки,
характерные для данного отрезка времени.
Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые),
нарисованные на картинке, когда они это делают.
Предлагает вопросы: «А ты что делал утром?
Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.