Консультация для родителей "Не пора ли к логопеду?" Трофимова А.С.
Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие для формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения, а также усвоение речи в дошкольном возрасте – это необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего успешного обучения в школе.
Каждый родитель с интересом наблюдает за своим ребёнком, с нетерпением ожидая появления первых слов. Иногда это ожидание может затянуться, в результате чего возникают опасения и многочисленные вопросы о соответствии речи малыша эталонам развития в норме, и взрослые начинают задумываться о том, не пора ли показать ребенка логопеду.
Некоторые считают, что неправильное произношение звуков, торопливая и недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, так как несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее само со временем, и придерживаются такого мнения, что до 4 -5 нет необходимости обращаться к специалисту. Это не совсем так.
Вопрос о том, в каком возрасте пора показать ребенка логопеду индивидуален и зависит от конкретной причины.
Если родители не обращают внимание на погрешности речи своего ребенка весь дошкольный период, и вспоминают об этом только непосредственно перед поступлением его в школу, они создают проблему и ему, и себе.
Давайте уточним, когда же нужно показать ребенка логопеду в первый раз?
Раньше все в один голос утверждали, что ребенка необходимо показать логопеду только в возрасте пяти лет, сейчас эти временные рамки сдвинулись.
Поход к специалисту должен быть не вынужденным, а профилактическим, поэтому первый раз нужно сходить к логопеду, когда ребенку будет 3 -4 года (даже если нет видимых отклонений).
Если же отклонения от нормы есть, то обращаться за логопедической помощью надо раньше:
• В возрасте одного года, если ребенок не лепечет, не гулит и не произносит повторяющиеся слоги (мама, баба и т.д.). В этом случае необходимо проведение комплексного обследования. Для исключения глухоты нужно обратиться к детскому отоларингологу, затем к невропатологу и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено, нужно отвести ребенка к логопеду.
• 2 года. В этом случае нужно обратиться к специалисту в том случае, если ребенок произносит менее 10 слов или молчит, даже если кажется, что он «все понимает».
• 3 года. В этом возрасте консультация логопеда обязательна. Кроме того, обращение к специалисту необходимо, если ребенок не говорит фразами, заменяет один звук другим (к примеру, т на к), разговаривает на непонятном для окружающих языке. Если в этом возрасте ребенок вообще не произносит никаких слов, то у него могут быть диагностированы даже грубые нарушения общего развития.
• 4 года. Обычно дети старше четырех лет уже должны разговаривать правильно, поэтому помощь специалиста необходима, если малыш произносит не все звуки родного языка, его речь невнятная и нечеткая, малопонятная для окружающих, у ребёнка есть проблемы с ответами на простые вопросы.
• 5 лет. Обращение к логопеду необходимо в случае, есть шепелявость, гнусавость, бедный словарный запас. Помощь специалиста также необходима, если у малыша слишком мягкое произношение звуков. К примеру, «щапка», «тяйник», «лямпотька». Все нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому особенно важно следить за формированием произношения и вовремя предупреждать закрепление неправильного произношения звуков.
• Для ребенка 6 лет. Помощь нужна, если ребенок не может пересказать даже небольшой текст, не может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, а также не может составить простой рассказ по картинке.
Обратите внимание, что у 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже незначительные, на первый взгляд, отклонения от нормы. Впереди его ждет школа, поэтому его речь должна быть правильной – это залог успешного обучения и нормальной коммуникации со своими сверстниками. Если речь будет невнятной, нечеткой, с каким-либо дефектами, то велика вероятность насмешек со стороны одноклассников и возникновение проблем с чтением и письмом.
Оцените малыша по таким критериям речи:
В 3 -4 года – малыш должен правильно произносить звуки «г», «к», «х»; «с», «сь», «з», «зь», «ц». Проверьте:
В 4 -5 лет – «ш», «ж», «ч», «щ»,
В 5 -6 лет – «ль», «л», «р», «рь».
• Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова (например, огурец, помидор, морковь называет одним ловом овощи)?
• Какие виды предложений использует ребёнок: простые, распространённые, сложноподчинённые; из какого количества слов составляет их?
• Как часто задаёт вопросы, как передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?
• Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит?
Если вы заметили несоответствия – обратитесь к учителю-логопеду. Только такой подход позволит избежать возможных проблем в формировании речевых навыков.
Своевременное обращение к специалисту – залог эффективной помощи малышу.
Помните! Чем раньше выявлена причина недостаточного речевого развития, тем быстрее и эффективнее будут действия для её устранения.
Не забывайте! Чем дольше длится отставание в развитии речи у ребёнка, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.