Консультация для родителей «Весело играем - звуки закрепляем». Щербань Е.Г.
Играть с ребёнком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
Вот самые простые игры со звуками. Спросите у ребёнка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук [а] в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких еще словах есть звук [а]?». Подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку – отдает фант.
Еще сложнее игра «Цепочка»: вместе с ребёнком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т. д.
А как любят дети играть со Звукозавриком! Познакомьте ребёнка с ним. Скажите: «У звуков есть враг – Звукозаврик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне он съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т. д.». В следующий раз Звукозаврик может съесть последний звук в словах: «сто (л)», «сту (л)», «тарелк (а)» и т. д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукозаврик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк. Играйте так до тех пор, пока ребёнок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех – пяти звуков.
Предложите ребенку игру - «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук) : «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к», - и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук, пусть ребенок зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук «т», удивитесь: «Разве здесь живет «кт»? Я думала, что здесь живет к-о-о-от». Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, одежду, мебель.
Можно предложить ребенку следующие игры.
Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук». Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный взрослым звук. Игра повторяется несколько раз с разными звуками.
Игра «Подбери слово». Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука. В эту игру можно играть с мячом.
Игра «Сложи слова из первых звуков». Ребенок определяет первый звук в каждом из предложенных слов, из получившихся звуков составляет слова. Например, лебедь, иголка, стол, арбуз – лиса.
Игра «Найди пару». Упражняем ребенка в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т. д.
Игра «Найди слово». Находим слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста. Взрослый читает стихотворение Ребёнку предлагается прослушать текст, запомнить слова со звуком [Ш]. Затем эти слова назвать.