РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ. Радионова И.В.
Деятельность воспитателя при подготовке и непосредственно на празднике очень разнообразна и ответственна.
За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем.
Задачи воспитателя при проведении утренника.
– Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, танцах (перестроения, оркестре (не точный ритм у некоторых детей, распределение инструментов) ; использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).
– Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
– Эмоционально-речевые: создать позитивно-эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются доброжелательным голосом, с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Во время игр-эстафет обязательно поддерживать соревнующихся детей, называя их по имени.
– Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок. Хвалить каждого выступающего обязательно!!!
Воспитатели следят за внешним видом детей. И сами должны иметь подобающий для утренника вид. Нельзя: мини, декольте, очень высокие каблуки, черный цвет платья и колготок.
Готовят атрибуты к сюрпризным моментам, оказывают помощь музыкальному руководителю в подборе стихов, учат их с детьми, добиваясь выразительного исполнения.
Готовят все необходимые атрибуты для игр, аттракционов. Считают количество стульчиков в зале перед утренником и раскладывают всё необходимое оборудование. Все организационные вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем.
Перед утренниками воспитатели помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.
Роль ведущего на утреннике очень велика. Ведущий должен уметь импровизировать, быстро реагировать на ситуации. Его эмоциональность, живость, умение непосредственного, свободного общения с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен хорошо знать сценарий праздника и уметь «заполнять собой» возникшие паузы. Допускается небольшая эстетично оформленная подсказка.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы и являются активными участниками мероприятия. Они также должны знать ход и репертуар утренника. Непосредственно на празднике готовят атрибуты к номерам, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов, следят за дисциплиной.
Этапы подготовки к празднику:
1.Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.
2. Распределением стихов руководит воспитатель или учитель-логопед. Стихи и роли можно раздать детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО чтения.
3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Можно поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или самостоятельно.
4. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.