Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Игры с ребенком для профилактики нарушений чтения и письма. Мельтьева Н.В.

чт, 10/03/2022 - 17:17

Рекомендации для родителей по профилактике нарушений чтения и письма

Проблема нарушений процесса чтения письма - одна из самых актуальных для школьного обучения. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения и  письма- дислексиии и дисграфии, у детей обусловлен тем, что чтение и письмо как деятельность играют важную роль в жизни человека: они стимулируют его психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку, влияют на формирование личности. Нарушения чтения и письма являются наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.  Нарушения формирования процессов чтения и письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Чтобы предотвратить в будущем нарушения чтения и письма, с ребенком нужно выполнять следующие игры и упражнения:
-рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;
-заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;
-угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
-обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] - длинная вертикальная палочка- это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки - одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога».

Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):
-сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;
-пройти по лабиринту;
-дорисовать недостающие детали;
-продолжить узор;
-запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.
 
Нередко причина нарушений чтения и письма кроется в дефектном произношении ребенка, поэтому ребенку необходимо исправление звукопроизношения с участием логопеда. Как только логопед поставит правильный звук, можно начинать работу по дифференциации смешиваемых звуков в играх и упражнениях. 
Необходимо научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого есть специальные упражнения, например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:
-Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];
-Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)
-Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)
 
Работа по развитию фонематического восприятия строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по некоторым признакам (например, звонкость – глухость или твердость-мягкость).
Поэтому, обязательно проводим работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К]—[Г]; сначала каждый из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно (сначала [К], потом [Г]), затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях (звуки [К] и [Г] присутствуют в одном слове одновременно).
Очень полезны будут «корректурные пробы», когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г. Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза требует работы по следующим направлениям:
1) звуковой анализ и синтез;
2) слоговой анализ и синтез;
3) анализ и синтез на уровне предложений.
Упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
детям предлагаются задания по называнию звуков в слове — назови все звуки подряд в слове «полка»: п, о, л, к, а;
выделение только гласных или только согласных звуков в слове — назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а;
словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…
деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник;

  •  составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;
  •  составление предложений из слов, например девочка, из, вышла, дома — Девочка вышла из дома. 

При аграмматической дисграфии особое внимание надо уделить чтению по слогам с орфографическим проговариванием, т.к. при написании ребенок опирается на внутреннее проговаривание.
Предлагаются специальные упражнения для устранения всех основных групп аграмматических ошибок, например:
при заучивании словарных слов надо нарисовать картинку, вписав в нее слово с буквами, которые надо запомнить, потому что они не проверяются, например, фонтан — ребенок рисует фонтан, выходящий из буквы О;
обязательно использовать прием «орфографического чтения вслух» — когда мы читаем именно так, как пишется слово Что, а не што в разговорной речи, кОраБЛь, а не кАрабль , мОлОко, а не малако;
быстро назвать ударную гласную в слове (малина — [И], летний — [Е] и т.п.);
убрать слово, которое не является родственником с остальными словами, например: водный, вода, водяной, водитель — лишнее слово «водитель».
 
Добавлю, что все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок сохранял интерес к занятиям. Механическое «натаскивание» вызовет лишь негативную реакцию и не приведет к результатам.