Дислалия или дизартрия. В чем разница? Абакусова С.И.
И при дислалии, и при дизартрии нарушается звукопроизношение. Например, у двух детей могут быть нарушены одни и те же звуки [Ш], [Ж], [Л], [Р], [Р’], но в одном случае логопед предполагает дислалию, а в другом - дизартрию. В чем разница?
Дислалия – это более легкое по своей сути нарушение, так как оно не связано с органическими поражениями нервной системы.
Ребенок может не выговаривать звуки оттого, что:
- у него есть аномалии в строении органов артикуляционного аппарата (неправильный прикус, аномалии зубного ряда, маленький или большой язык, высокое небо, укороченная подъязычная связка и прочее);
- он плохо распознает звуки речи (недостаточно сформирован фонематический слух);
- у ребенка не сформировался артикуляторный образ звука (не понял, не знает, какое положение должны принять губы, язык, чтобы произнести нужный звук);
- у ребенка не было правильного образца речи (родители сами имеют нарушения звукопроизношения).
Если дислалия не связана с аномалиями строения органов артикуляционного аппарата, устраняется она довольно быстро – от одного до шести месяцев.
При дизартрии все намного дольше и труднее. В этом случае нарушения звукопроизношения носят более стойкий характер, так как связаны с органическими поражениями нервной системы. При этом, количество нарушенных звуков может быть меньше, чем при дислалии, а времени на их постановку и автоматизацию - закрепление уйдет значительно больше. Например, два-три звука можно ставить и автоматизировать год.
Если при дислалии звук может просто отсутствовать (рука=ука) или заменяться другим (рука=лука), то при дизартрии звуки всегда искажаются, то есть заменяются несуществующими в русском языке звуками. Ребенок произносит их так, как может.
Нарушенное звукопроизношение при дизартрии сопровождается нарушениями общего тонуса мышц, мышц органов артикуляционного аппарата, нарушениями координации движений, речевого дыхания и голоса. Проявления их могут быть различны: от легких, незаметных невооруженному глазу, до тяжелых, делающих речь непонятной для окружающих. “У него каша во рту” – это, как правило, про дизартрика.
НА ЗАМЕТКУ: логопед знает особенности проявления дизартрии и умеет их устранять, НО диагноз ставит врач-невролог. Врач назначит вашему ребенку лечение, при жалобах на задержку речевого развития, на долгую автоматизацию поставленных звуков, на плохую память при заучивании стихов, на нарушение слоговой структуры речи и других.
Возможные заключения логопеда при дислалии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Возможные заключения логопеда при дизартрии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР).
К заключениям ФФНР и ОНР нужно отнестись особенно внимательно! Если их не исправить в дошкольном возрасте, в школе у ребенка возникнет множество ненужных проблем с письменной речью и, как следствие, с успеваемостью.
ВАМ ПОСТАВИЛИ ДИЗАРТРИЮ, не пугайтесь - все можно скорректировать, если ее выявили на раннем сроке у вас достаточно времени впереди. Работая с дизартриками, много лет уверяю Вас, что время и терпение + труды ребенка, при необходимости логопедический массаж + заинтересованность ВСЕХ в семье + системные занятия = ВСЁ обязательно получится.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
- Регулярно!!! не менее 2 раз в неделю занятия с логопедом.
- При введении в речь уже поставленных специалистом звуков без помощи всей семьи не обойтись!!!
- Логопед + время = результат.
И ГЛАВНОЕ: не теряйте время, т. к. быстро дизартрию не скорректировать. При пропусках занятий по болезни, контроль сформированных умений и поставленных звуков всей семьей. И к школе никто даже не заметит, что у вас когда-то был подобный диагноз. Всё у вас получится и БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!