Консультация для родителей. "Такие взрослые трехлетки". Кузнецова С.И.
Знаете ли вы своего ребёнка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова.
Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни – переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.
Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок в центре внимания. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок – не главный в семье, а часть семьи.
Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего детства возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты от ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Это означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Самостоятельная деятельность становится похожей на деятельность взрослых, ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, ребенок хочет действовать как они. Ребенок, отделяясь от взрослых, устанавливает с ними более глубокие отношения.
Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:
• Негативизм – неподчинение определенным требованиям;
• Упрямство – настаивание на своем решении;
• Строптивость – протест против порядков;
• Своеволие – стремление к самостоятельности намерения, замысла;
• Протест-бунт – который проявляется в частых ссорах с родителями, со взрослыми.
Во-первых – нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.
Способствовать обучению детей культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания: мыть руки, умываться, вытираться своим полотенцем, раздеваться, одеваться, предлагаем им делать это самостоятельно, а мы наблюдаем. Предложите ребенку самостоятельно убрать за собой посуду после еды.
В сюжетно-ролевой игре «Дом» ребенок сначала наблюдает за воспитателем, за родителями, учится действовать с предметами, а затем нужно предложить ему: «Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть». Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т.д.
Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребёнка, проявляющего признаки агрессии. «Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами».
С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства.
Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, так как это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. «Давайте, слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая».
Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. «Закрась мишку, который сломал теремок».
Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. «Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, так как ветер сдувал её с места. А потом Маша исчезла». Обычно такие истории имеют обратную реакцию.
Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература:
Можно использовать серию стихов Г. Остера «Вредные советы».
Никогда не мойте уши,
Шею, руки и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
И. Демьянов «Дразнилки»;
М. Зощенко «Глупая история»;
Русская народная песенка «Бабушкин козлик».
Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Такого ребенка мы включаем в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх. Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей.
Во время пребывания ребёнка в детском саду все (дети, педагоги и родители) составляют треугольник, во главе треугольника, конечно же, стоит ребёнок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.
Правило первое:
Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, не перебивая и не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.
Правило второе:
Уметь говорить, проявляя мягкость и уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье:
Наказывать не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвёртое:
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для подражания.
Правило пятое:
Признавать свои ошибки, просить прощение за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
Не надо говорить «да», когда необходимо твёрдое «нет».
Не подчёркивать свою силу и превосходство над ребенком.
Для того чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребёнка интересными для него играми, пением песенок, драматизацией, чтением, прогулками. Давать больше возможности для самостоятельной деятельности детей.