ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ. Абакумова С.И.
Логопедическое пособие К.Е. Бухариной «Пирамида слов» предназначено для детей 5-7 лет:
- для формирования навыков звукового и слогового анализа у дошкольников и обучения дошкольников чтению в игровой форме;
- профилактика дисграфии при освоении письменной речью будущих первоклассников.
Данное пособие включает в себя: игровое поле, 56 магнитных предметных картинок, магнитные карточки с буквами, с цифрами 1, 2, 3 для обозначения количества слогов и магнитные цветные квадраты для обозначения звуков.
Использование:
Обязательно соблюдаем последовательность игры-сверху вниз: красное, синее, зеленое и желтое кольцо
- выбираем картинку и кладем в верхней части пирамиды красного цвета, называем слово КУБИКИ;
- определяем количество слогов - предлагаем ребенку прохлопать или прошагать слово: 3 СЛОГА;
- проговариваем слово утрированно, выделяя каждый звук в слове: КККубики-звук твердый, берем синий квадрат; кУУУбики-звук поется, обозначаем красным цветом; куБББики-звук мягкий, обозначаем зеленым квадратом;кубИИИки- звук поется, обозначаем красным цветом; кубиКККи –звук звучит мягко, обозначаем зеленым квадратом; кубикИИИ- звук поется, обозначаем красным цветом;
- выкладываем слово из букв, соотнося количество звуков и букв- букв будет столько же, сколько звуков!
Варианты игр:
«НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ»
• выбери картинку на звук А – Арбуз, расположи в верхней красной части, закрепляем понятие НАЧАЛО слова;
• подбери картинку, где звук А – в конце слова, например: машинА, ухА, рыбА, кладем карточку на синее кольцо - закрепляем понятие КОНЕЦ слова;
• отыщи картинку, где звук А – в середине слова: мАк, бАк, мАска, закрепляем понятие СЕРЕДИНА слова.
«РАЗДЕЛИ СЛОВА НА СЛОГИ»
Подбираем карточки с разным количеством слогов: СЫР, ОСА, АКУЛА – определяем слогов, используя прием: отхлопай/прошагай слово, сосчитай количество шагов, разложи картинки: 1 слог – красное кольцо, 2 слога - синее кольцо, 3 слога - зеленое кольцо.
«ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СЛОВА?»
Рекомендуемые пары (тройки/четверки) слов: крот – рот; осы-козы; рука – муха; лиса – зима; ухо – уха; дом – сом; бак – бык; стол – стул; крыша – крыса; маска – миска; малина – машина.
- считаем количество слогов в парах слов, размещаем усвоенному алгоритму: 1 слог – красное кольцо, 2 слога - синее кольцо, 3 слога - зеленое кольцо;
- анализируем слова, утрированно проговаривая предложенные парные карточки, помогаем детям определить какими звуками отличаются слова: Дом – Сом, бАк – бЫк.
Всем успехов, интересных и занимательных игр!