Использование ИКТ в музыкальной игровой ситуации на восприятие музыки. Липатова Е.Е.
В современном непрерывно меняющемся мире одним из основных путей модернизации системы образования является информатизация. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:
-улучшается запоминание пройденного материала;
-повышается доступность музыкального материала (работают и слуховые и зрительные и кинестетические анализаторы);
- усиливается познавательный интерес детей;
- просмотр информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам (движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка);
-задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;
-развивает интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий;
-позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным;
-помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
-активизирует творческий потенциал ребенка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.
ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель в своей работе максимально использует информационные технологии, так как это является мощным источником информации, улучшает наглядность информации. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития музыкальности, речи, мышления дошкольников, т.к. задействованы все каналы восприятия детей - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Использование различных компьютерных программ, презентаций, клипов на детские песни очень помогает при изучении нового материала, закреплении и при повторении пройденного. Учебный процесс становится более динамичным, интересным, и это позволяет активизировать процесс формирования музыкальных способностей детей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребенка, воспитывать музыкальный вкус.
Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры.
Слушание музыки, ее восприятие и анализ — основной вид музыкальной деятельности. Ему принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность являясь самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.
Слушание – восприятие музыки выступает в разных формах:
- как составная часть любого музыкального занятия, праздника;
- как специальное занятие;
- как методический прием обучения.
В разделе «Слушание музыки» можно использовать компьютерные презентации, видеоклипы. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае портреты, фотографии хорошего качества привлекают внимание детей, разнообразят впечатления детей, способствуют развитию памяти и развивают интерес к познанию.
Видеоклипы помогают детям понять содержание музыкального произведения, почувствовать смену настроения в музыке. Рекомендуем использовать их как итог знакомства с музыкальным произведением, чтобы не навязывать детям определенные ассоциации. Дети вначале должны сформировать собственные представления о музыке.
При работе с дошкольниками необходимо подбирать материал, содержащий элементы удивительного, неожиданного, т.к. процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Материал для занятий должен вызывать у детей интерес к познанию и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию музыкальных и творческих способностей.
Роль музыкального руководителя в деле музыкального воспитания детей является важной, так как заменить живое общение педагога с ребенком не может ни один компьютер.
1.«Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающе развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012
2. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.