Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Внутренний мир ребенка  в рисунках. Щербань Е.Г.

вт, 21/07/2020 - 15:21

Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок отражает внутренний мир и переживания ребенка.
Мы смотрим на рисунок ребенка критически, а сам ребенок – нет. Он радуется самому творению. Вы же знаете, что ребенку важно рисовать, и при этом сгодятся и обои в вашей спальне, стены на улице, асфальт. Он творит!  И очень важно взрослым не мешать ребенку. Рисунок помогает ему осваивать такие процессы, как сосредоточение и концентрация на реальности жизни, которые так не хватает взрослому человеку.
Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: «не похоже»,  «так не бывает» — вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего-то боится, он говорит: «Мне страшно», а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него, ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что-нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос.
Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов — замечательно. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении.
Очередность появления членов семьи на рисунке показывает отношение к ним малыша. Первым рисуют самого любимого или самого значительного человека в семье. Если юный художник забыл кого-то нарисовать, значит с этим членом семьи у них довольно сложные отношения. Если себя ребенок рисует в центре листа, то он чувствует себя уверенно в семье, ощущает любовь и поддержку. Если он видит себя где-то в стороне или вообще не изображает на рисунке - значит чувствует себя очень одиноко. Если рисунок, представляющий собой групповую фотографию семьи, не изображает кого-либо из членов семьи, обязательно поинтересуйся у ребенка - почему. Это повод задуматься.
Размер изображенного может рассказать о степени близости ребенка и этого члена семьи. Чем больше и выше фигура, тем значимее и авторитетнее этот человек для малыша. Чем мельче фигура самого художника на семейном портрете, тем больше чувство ненужности у ребенка. И, наоборот, избалованные дети с трудом умещают на листе свое гигантское изображение.
Когда в семье мир и гармония, все члены семьи на рисунке стоят вплотную друг к другу. Близость, привязанность самого ребенка к кому-то из родителей в жизни, переносится и на рисунок. Предмет, помещенный между изображенными членами семьи символизирует психологические барьеры.
Хорошо прорисованные черты лица означают любовь и весомость человека для ребенка. Если художник выделил каким-либо образом свое лицо - это может говорить об эгоизме. Хотя для детей до 4 лет это как правило характерно и не счиается отклонением от нормы. Если у кого-то из родителей не пропорционально большой рот, значит, возможно, он делает ребенку много замечаний. Если рта нет, или он очень маленький, то этот человек скрывает свои чувства в себе. Зубы говорят об агрессивности этого человека, большие глаза - означают страх, маленькие - скрытность. Длинные руки или их отсутствие означают психологическое давление на ребенка, оказываемое этим человеком. Короткие руки дети рисуют слабым людям. Изображение самого себя с поднятыми вверх руками - признак нехватки внимания ребенку в семье.
Цвета также много значат в детских рисунках. Теплые краски достаются тому, что ребенок любит. Свою особую привязанность он раскрасит ярким, сочным цветом. Синяя одежда на изображенном означает чувство комфорта рядом с этим человеком в жизни, зеленым - особую значимость и уважение. Желтый говорит об импульсивности и активности, красный - о властности и агрессии, а черный - о моральном неприятии родственника.
Если вы запутались в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверните лист бумаги и пройди с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попросите малыша нарисовать семью его мечты, и вы увидите, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливым и дарить любовь близким.
Если в рисунках много животных — это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша.
Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально. Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию. А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, — это вполне естественное проявление тревожности.
Обратите внимание на цвета. Психически здоровый ребенок использует яркую гамму и по назначению: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Если превалирует красный, мы можем сказать, что ребенок очень активный, возможно, даже агрессивный. Синий — грусть, возможно, ребенок скучает по кому-то из близких. А вот черный цвет и штриховки, рвущие бумагу, могут говорить о страхе, отгороженности, подавленности. Если большинство рисунков окрашены в черное — обязательно посоветуйтесь со специалистом.
Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных "пятен" или, напротив - слишком "прозрачны" и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто большие темные (заштрихованные) Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа.
Создавая свои "шедевры", они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что проведенные линии - их неуверенность во всем и боязнь сделать что-то не так проявляется и в художественном творчестве. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигналов о надвигающейся опасности? 
Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов. Часто они изображают острые зубы, острые шипы, клыки, когти и т. д.
Дети, которые в жизни привыкли добиваться своего с помощью кулаков, часто рисуют большие зачерненные, заштрихованные руки. Кстати, штриховка рук может свидетельствовать о мышечных зажимах в этой области. Те ребята, кто любит обзываться и кричать на других, привыкли вступать в многочисленные споры с окружающими, как правило, рисуют большой открытый рот с огромными, острыми зубами.
Обычно агрессивные дети предпочитают либо темные цвета (черный, коричневый и др.), либо очень яркие (красный, зеленый).
Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять своим поведением, своими движениями, свойственные гиперактивным детям, конечно же, отражаются в их произведениях. Рисунки редко бывают симметричными: если на бумаге изображено дерево, то ствол может быть искривлен, ветви "раскидистые", а листья четко не прорисованы, изображены "символически". Если изображены люди, то это "пляшущие человечки". Они никогда не статичны. Даже если ребенок не представляет еще, как рисовать фигуру в движении, это самое движение просматривается в каждой детали рисунка. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают лапами, хвостами, прыгают, вертят головой. Попробуйте провести вертикальную линию вдоль туловища нарисованного гиперактивным ребенком человечка. Эта линия вряд ли будет перпендикулярной по отношению к линии земли, на которой стоит изображенный персонаж, не говоря уже о том, что и просто прямую линию провести невозможно.
Если гиперактивный ребенок захочет раскрасить свой рисунок, то скорей всего это будет сделано крайне небрежно: штриховка либо не будет доходить до контура либо будет выходить за край изображения. Нажим, как правило, неравномерный, а детали рисунка - крупные, размашистые.
Однако, необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя делать какие-либо выводы по одному рисунку. И тем более по одной, отдельно взятой детали рисунка. Нельзя впадать в крайности, объясняя эти детали. 
При интерпретации детских рисунков необходимо быть особенно осторожным и деликатным. Желательно также записать все комментарии, которые ребенок делает в процессе рисования, а потом поговорить с ним, обсудить нарисованное. Конечно, одного рисунка недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы.