Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Развиваем познавательную активность: старший дошкольный возраст. Криницына Т.В.

пн, 06/03/2023 - 16:30

В возрасте пяти-шести лет у детей наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!» Однако, имеющиеся у ребенка возможности переработки и упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире.
Как мы, взрослые можем помочь детям осмыслить и понять новые и накопленные представления так, чтобы не произошло перегрузки сознания и, как следствие, угасания познавательных интересов?
Новым содержанием познавательного развития в старшем дошкольном возрасте является знакомство со знаками, символами и знаковыми системами, интересными местами на планете Земля (Север, Африка), Солнечной системой.
Формирование временных понятий  выходит на более сложный уровень, идет обогащение представлений детей о животных, растениях, природных явлениях и т.д.
В этот период познавательного развития особенно важноне просто поддержать интерес детей к накопленному человечеством опыту, но активизировать личную заинтересованность и развить стремление и готовность систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
Что значит классифицировать?
Это значит разделить и обобщить понятия по блокам, группам. Например: дикие и домашние животные, дикорастущие и культурные растения. Внутри крупных блоков мы продолжаем доступную детям классификацию на меньшие группы. Например: полевые и садовые цветы;  овощи, фрукты, ягоды; хищники и травоядные; животные Севера и животные Африки и т.д.
 С целью развития у детей любознательности и познавательных способностей, можно предложить следующие рекомендации:
1. Обращать внимание детей на символы и знаки в окружающей повседневной жизни.
Рассматривать флаги, гербы разных стран, знаки на улицах.
2. Приобрести глобус или карту, рассматривать вместе с детьми материки, острова, моря, океаны, горы, знаки на карте, называть названия гор, рек, пустынь и т.п.
- Давай посмотрим, есть ли пустыни (горы) в России?
- Где находится Африка?
- А вот самая большая пустыня мира Сахара. Она находится в Африке.
3. Приобрести разные календари: настенный, отрывной, перекидной. Работать с ними. Фиксировать время: называть время года, месяц, находить в календаре день недели, число. Планировать время:  отмечать кружочком или другим знаком дни рождения членов семьи, праздники, события будущего (например, поездка в цирк), считать дни до события. Ежедневно давать ребенку возможность отрывать листок календаря, называя число, месяц, день недели.
4. В свободное время (прогулка, дорога в магазин, в автобусе, в машине, в поликлинике и т.п.) занимать детей играми познавательного и развивающего характера, которые позволят упорядочить, систематизировать и классифицировать имеющиеся представления.
Например:
«4 лишний»
- Корова,  коза, волк, овца
- Слон, лев, медведь, носорог.
- Морж, северный олень, белый медведь, пингвин.
«Я начну, а ты продолжи»
- Василек, ромашка….
«Закончи предложение»
- Земля – это планета, а Солнце – это…
- Зимой заяц….. а, летом….
- У лисы – лисенок, а у овцы…
-У медведя берлога, а у бобра…
«Найди ошибку в моем рассказе»
- Наступила весна. Листья на деревьях пожелтели. Птица вернулись в родные края и начали строить гнезда.  Медведь приготовил себе для сна берлогу…
«Угадай, что я загадала»
Сочинить загадку, описать предмет, не называя его.  Загадывать самим и давать возможность детям сочинять загадки для вас.
5.  Рассказывать детям о бабушках, дедушках, о себе, своем детстве, какими вы были маленькими, в какие игры играли.
6. Приобрести детские красочные энциклопедии. Рассматривать и читать вместе с детьми.
7. Наблюдайте природу.  Определяйте погоду ежедневно: ясная, пасмурная, облачная. Ветер сильный, слабый, нет ветра. Осадки: дождь, снег, град, роса. Природные явления: гроза, молния…
Обращайте внимание и называйте названия  встречающихся на пути деревьев, цветов, трав, кустарников, птиц, животных.
Задавайте вопросы, требующие мыслительной деятельности:
-  А почему снег сегодня скрипит под ногами?
- Откуда появился иней на ветках?
- Как ты думаешь, почему эта собака оказалась бездомной?
- Кто же этому дереву ветку поломал?
- Чем куст отличается от дерева? А что у них общее?
- Чем одуванчик отличается от мать-и мачехи?
- Почему вечером одуванчик закрывается?
- Куда делись ягоды, которые были на рябине?
-  Какого цвета грудка у синички?
8. Беседуйте о ситуациях безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: ПДД, безопасность во дворе, на кухне, когда один дома и т.п.
13. Выучите с ребенком дом. адрес, имена, фамилии, отчества родителей.
14. Воспитывайте бережное и нравственное отношение к окружающему миру, как природному, так и созданному человеком.