Бодрящая гимнастика. Харькова Е.В.
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояния в другое, что обусловлено несформированностью нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна необходимо провести с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию. Её цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7 – 15 минут. Состоять из нескольких упражнений, которые дети выполняют лежа, сидя в постели поверх одеяла. Перед началом гимнастики следует включить мелодичную музыку, вызывающие положительные эмоции. Под музыку дети просыпаются, некоторое время слушают её, затем выполняют упражнения в постели, встают и по «массажным коврикам» переходят в комнату. Необходимо чутко уловить настроение детей, подбодрить тех, у кого фон настроения после сна снижен. Далее под бодрящую музыку выполняют упражнения. Завершают комплекс дыхательными упражнениями. После выполнения всего комплекса дети одеваются.
Комплекс «Птички» (для младших дошкольников)
Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.
Упражнение «Птички просыпаются» Дети, лежа в кровати, медленно поднимают руки вверх – вдох, опускают их вдоль туловища – вдох.
Птички проснулись,
Друзьям улыбнулись,
Вверх потянулись.
Упражнение «Птички расправляют крылышки» И.п. – лежа на спине, руки разведены в стороны и согнуты в локтях. Свести локти перед – развести их в стороны.
Расправляют крылышки
Птички-невелички,
Разминают крылышки
Воробьи, синички.
Упражнение «Разминаем ножки» И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Оттянуть носочки – согнуть ноги в голеностопном суставе.
А теперь разбудим ножки,
Поиграем мы немножко.
Упражнение «Ножки» И.п. – то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги.
Чтоб за веточки держаться,
Нужно ножки разминать,
Их сгибать и выпрямлять.
Упражнение «Потягушки» И.п. – сесть на кровать по-турецки, руки перед грудью, пальцы сцепить в «замок». Поднять руки вверх, вывернуть «замочек» ладонями вверх, потянуться руками – вернуться в И.п.
Вот так птички потянулись.
Все они уже проснулись.
Ходьба по дорожкам здоровья, разложенными по полу.
А теперь пора вставать,
По дорожкам шагать,
Умываться, одеваться.
Птичкам хочется летать.
Комплекс «Ама – Лама» (для старших дошкольников)
Заранее с детьми разучиваются слова «Ала-лама…» (их можно использовать в качестве считалки или пальчиковой игры). Дети, лежа на спине, выполняют движения.
Просыпается листва. Вот проснулся муравей Прыгают кузнечики – Просыпайтесь, руки, - |
Погладить себя ладонями по голове, лежа на кровати. Щелкать пальчиками. Повторить движения предыдущей Сесть на кровати по-турецки и Поднять руки в вверх, сжимать и
|
Затем дети встают и проходят по корригирующим дорожкам. Выполняют движения под музыку.