«Воспитание экологической культуры детей средствами музыки»Волынская О.С.
Экология и музыка - как связать эти два широких понятия?
Экология -это наука, а музыка один из видов искусств?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.
Искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.
Наука экология достаточно молода. Возникла она в период, когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения, и осознала что мир, в котором живет человек, не так уж велик и бесконечен, что земля наш общий дом, отсюда и греческий корень в названии – «экос» – дом.
Чем же музыка может помочь в решении проблем экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?
Ответ сразу напрашивается – мы будем с помощью музыки воспитывать в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. И для этого необходимо использовать лучшие музыкальные образцы творчества русских и зарубежных композиторов, а так же фольклор.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Важно не только научить его понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.
Экологическое воспитание дошкольников будет более успешным, если
использовать музыку и различные виды музыкальной деятельности на занятиях по экологическому воспитанию.
Часто мы видим, как ребёнок, не задумываясь, обрывает листья на деревьях, давит муравья, срывает цветок и, немного поиграв, их выбрасывает. Как хочется научить его понимать всю красоту природы, бережно относиться к ней, сознавать, что всё это – живое и неповторимое. Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить восприятие ребёнка эмоционально-положительным отношением – вот задачи, которые успешно решают все виды музыкальной деятельности, воздействуя на эмоциональную сферу дошкольника.
В психолого-педагогической литературе, посвящённой изучению эмоционального развития дошкольника, утверждается, что отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая «Жаворонка» М.И.Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П.И.Чайковского, исполняя песню воробышка, танец осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы, творчески постигает её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на восприятие природы.
Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Под влиянием музыки развивается у ребёнка художественное восприятие, богаче становятся переживания.
Хорошо представлены темы природы в программе по слушанию О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: тема III называется «Музыка рассказывает о животных и птицах», IV - «Природа и музыка» (Для всех возрастов).
Слушая, например, пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер мелодии, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер музыки: «тихая, легкая, нежная». У третьих появятся приятные чувства, которые ассоциируются с определенными жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать конкретные переживания и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка.
Но наряду с произведениями классической музыки, необходимо включать в репертуар ребёнка произведения написанные детскими композиторами для детей: песни «Радуга» муз. Е.Архиповой, «Всё знать» муз. Е. Филипповой, «Милый мой дом» муз. М.Еремеева, «Золотая красавица» муз. Е.Никитиной, «Дождик» муз.М.Быстрова, «Снег идёт» муз.М.Еремеевой, «В Ярославле снегопад» муз. С.Кожуховской, «Зеркальце весны» муз. Е Гомоновой, песни «О Родине» и др. Дети с удовольствием поют эти песни не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни.
В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать для музыкально-экологического развития детей, например: песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" и др.
Дети очень любят игровую ритмику. «Путешествуя» к бабушке в деревню, они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, а то и на далёкий Север, где в тундре пасутся северные олени, бегают шустрые лемминги, песцы, кричат северные чайки. Правильно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себе тот или иной образ, ощутить себя, то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой.
Любят дети и танцевать под русские народные песни: «Орешина», «Светит месяц», «Калина», «Как за нашим за двором», «Зорюшка», «Зимушка-зима», «Ой, снег-снежок» и др.
Большая роль в экологическом воспитании отводится праздникам и развлечениям в ДОУ. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу для развития эколого-эстетических качеств. На праздниках исполняются песни, танцы, стихи о природе. Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, расскажет им - как нужно в лесу себя вести, Кикиморе ребята помогут очистить от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, а от Лешего дети узнают о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать. Развлечения экологической тематики: «Сказка о Коте, Вороне и Грачах», «Соловьиный день», «Сказка о бабочке капустнице и красках», «Как лягушки подружку себе искали», «Лесной переполох», «Лечебный шиповник», «Проделки Леших», праздники Осени, Зимы, Лета, Весенние праздники.
С уверенностью можно сказать, что ребёнок, получивший экологическое образование в детском саду, никогда не обидит живое существо, не разрушит муравейник, не разорит гнездо птицы.
Использование музыки в экологическом воспитании – даёт возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем раньше мы донесём до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.