«Фоновая музыка в жизни детского сада» Радионова И.В.
Музыка в детском саду сопровождает детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и направлено на решение задач:
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм).
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. По ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты создает эмоционально – комфортный климат в группе.
Утро. Встреча детей.
Используемые музыкальные произведения:
1. П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
2. П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
3. И. Штраус «Полька Трик – трак»
4. М. И. Глинка «Детская полька»
5. А. Вивальди «Зима»
6. П. И. Чайковский «Апрель»
7. Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик»
8. Г. В. Свиридов «Веселый марш»
9. Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда»
10. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
11. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
12. Й. Гайдн «Детская симфония»
13. М. И. Глинка «Вальс – фантазия»
14. И. Штраус «Сказки венского леса»
Подготовка ко сну. Сон
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон, и может быть уже подобранная соответствующая музыка под названием «Колыбельная». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Используемые музыкальные произведения:
Колыбельные:
- «Спи, засыпай, маленькая принцесса»
- «Приход весны»
- «Засыпающий малыш»
- «Крепко спи»
- «Сколько звездочек на небе»
- «Спи, малыш мой, засыпай»
2. П. И. Чайковский «Октябрь»
3. Ц. А. Кюи «Колыбельная»
4. Г. В. Свиридов «Грустная песенка»
5. К. В. Глюк «Мелодия»
6. Л. В. Бетховен «Сурок»
Пробуждение
Используемые музыкальные произведения:
1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
2. К. Сен – Санс «Куры и петухи»
3. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»
4. Н. А. Римский – Корсаков «Белка»
5. И. Штраус «Полька – пиццикато»
6. Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»
7. Р. Щедрин «Полет шмеля»
8. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
9. Л. В. Бетховен «Соната № 14»
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образцы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:
- музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
- улучшается речевая функция;
- улучшается сенсомоторная функция;
- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны;
Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанников. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Используемая литература:
1. Фадеева С. «Фоновая музыка в жизни детского сада» Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007 год
2. Радынова О. Произведения классической музыки в работе с детьми /
Дошк. Воспитание. 1991. № 2, 10.