Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Использование массажных «ОРТО» ковриков при коррекции речевых нарушений у детей» Трофимова А.С.

вт, 04/07/2023 - 15:22

     Одна из (главнейших) задач логопедической работы – это создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. Поэтому здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной работы с детьми с речевыми нарушениями. Эти методы работы являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать логопедические занятия интереснее и разнообразнее.
Одной из нетрадиционных технологий, помогающих речевому развитию ребенка, является Су – Джок терапия. Данная методика основана на проекции всех частей, систем и органов тела на кисть и стопу (в переводе с корейского Su – рука, Jok – нога) является действенной и эффективной системой самооздоровления. 
        Я в своей коррекционно-развивающей работе использую приёмы этой здоровьесберегающей технологии. Для воздействия на биологически активные точки кистей рук и развития мелкой моторики пальцев, на занятиях применяю игры и упражнения с использованием шариков и пружинок Су - Джок. Массажные шарики так же рекомендую использовать дома родителям для проработки поверхности стопы ребёнка, так как на стопах человека находится огромное количество биоактивных точек, которые связаны с самыми разными органами, частями тела, а их активизация оздоравливает организм и стимулирует речевые области коры головного мозга.
В современных условиях дети испытывают нехватку сенсорных ощущений (сенсорный голод). Если в прошлые века дети могли бегать босиком по камешкам, траве, песку, теплой земле – в настоящее время, если и снимают обувь – то ходят по гладкому полу или ковру. 
В процессе индивидуального коррекционного сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи, помимо шариков Су - Джок можно очень эффективно использовать детские массажные коврики «ОРТО». Их применение помогает организовывать логопедические занятия интереснее и разнообразнее. 
    «ОРТО» коврики - это полифункциональное, универсальное, безопасное и доступное в применении оборудование. Изготавливаются они в виде модулей – пазлов размером 25х25 см, которые скрепляются между собой, не скользят и не разъезжаются. 
Данный вид массажа не требует особых знаний взрослых. Выступы коврика экологически безопасны и соотнесены с видом и размером гальки на берегу моря. Текстурная, массажная поверхность коврика стимулирует рефлекторные точки, импульсы которых направлены в центральную нервную систему, и в дальнейшее стимулируют речевые зоны коры головного мозга, а также формируется правильная осанка, стопа, происходит профилактика плоскостопия.  
Резиновые коврики гигиеничны, легко моются, выдерживают многократную обработку. 
    В условиях, когда в минимальные сроки необходимо решить максимальное количество задач, перед педагогом возникает необходимость использования новых методов и приёмов с целью оптимизации своей коррекционной работы. 
  Игры и упражнения с использованием массажных ковриков эффективны для детей разного возраста и решают различные коррекционные задачи:
• развитие общей моторики;
• совершенствование навыков ориентировки в пространстве и собственном теле;
• развитие памяти, внимания;
• формирование лексико-грамматического строя, фонематических процессов;
• актуализация словаря;
• совершенствование слоговой структуры слова.
  Массажные ортопедические коврики являются универсальным оборудованием: их могут использовать педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. При организации работы с «ОРТО» ковриками надо учитывать, что все упражнения дети выполняют без обуви в носочках; вначале рекомендуется делать их на ковриках мягкой жесткости, постепенно добавляя коврики более жесткой фактуры; при подборе и выполнении упражнений следует принимать во внимание цвет и фактуру коврика. 
Виды шагов на ковриках:
• Топание всей стопой
• Топание на носочках «Трусливый заяц»
• Топание на пяточках
• Движение «вытираем ножки»
• Легкие подпрыгивания «Весёлый мячик».
• Стояние на одной и другой ногах поочередно «Важная цапля». 
• Приставной шаг в сторону (вперёд) «Гусеничка».
• Полуприседание «Пружинка». 
• Приседания «Гномики».
• Перекат с внешней стопы на внутреннюю «Ёжик».
• Перекат с носка на пятку «Качели».
Предлагаю вам поиграть в игры и упражнения с использованием массажных ковриков:
1. Игра «Муха». (А) 
Цель: развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: массажные коврики скреплены в большой ковер.
Ребенок встает на заданный квадрат и выполняет задания:
Шагни на 2 квадрата вправо и 1 квадрат назад.
Шагни на 3 квадрата влево и 1 квадрат вперёд.
Шагни на 2 квадрата назад и 1 квадрат влево.
2. Игра «Муха». (Б)
Цель:
развивать ориентировку в пространстве, закрепить образ букв.
Оборудование: массажные коврики скреплены в большой ковер. На каждом прикреплена карточка с буквой.
Играющий встает на заданный квадрат и выполняет задания, называет букву:
Шагни на 2 квадрат вправо и 1 квадрат назад.
Шагни на 3 квадрата влево и 1 квадрат вперёд.
Шагни на 2 квадрата назад и 1 квадрат влево.
3. Игра «Паук».
Цель: развивать ориентировку в пространстве, схеме собственного тела, закрепить знание цветов.
Оборудование: массажные коврики скреплены в большой ковер.
Играющий встает на заданный квадрат и выполняет задания:
правая рука на красный квадрат 
левая рука на синий квадрат
правая нога на оранжевый квадрат 
левая нога на зелёный квадрат и т. д.
4. Игра «Вправо шагай – дни недели (части суток; месяцы) называй».
Цель: развивать пространственно-временную ориентировку.
Оборудование: массажные коврики скреплены в дорожку.
Играющий встает на заданный квадрат и выполняет задания.
5. Игра «Цветные домики».
Цель: закрепить знание цветов и согласование существительных 
и прилагательных в роде, числе.
Оборудование: массажные коврики скреплены в большой ковер. разноцветные игрушки в сюрпризном мешочке.
Играющий раскладывает игрушки по модулям: «красная машинка на красный квадрат, желтую утку на …»
6. Игра «Топни – хлопни»
Цель: дифференциация звуков (по звонкости – глухости)
И.П. Стоять на коврике, нейтрального цвета, руки, на поясе.
Ход игры: логопед произносит слова с дифференцируемыми звуками. Играющий повторяет их за логопедом и выполняет задание. 
Например: если услышишь звук [С] – шаг вперёд, топни – руки в стороны, [З] – шаг на носочках, хлопни над головой.
7. Игра «Твердый – мягкий»
Цель: развитие фонематического восприятия.
И.П. Стоять на коврике нейтрального цвета, руки, на поясе. Перед играющим выложены 2 коврика – синего и зелёного цвета.
Ход игры: логопед произносит слово с определённым звуком и просит определить мягкость или твёрдость заданного звука в слове. Играющий, услышав заданный звук, запрыгивает на коврик соответствующего цвета.
8. Игра «Найди место звука»
Цель: развитие фонематического восприятия
И.П. Стоять на коврике нейтрального цвета, руки, на поясе. Перед играющим выложены 3 коврика красного цвета (1 вариант), синего цвета (2 вариант).
Ход игры: логопед произносит слово и просит определить место гласного звука в слове (начало, середина, конец) и выполнить примерные движения на коврике по усмотрению логопеда. 
9. Игра «Каждому звуку место»
Цель: развитие звукового анализа.
И.П. Стоять на коврике нейтрального цвета, руки, на поясе. Перед играющим выложены: коврик красного цвета, коврик синего цвета, коврик зелёного цвета.
Ход игры: логопед произносит слово и просит определить порядок звуков в слове, надо запрыгнуть на квадрат соответствующего цвета.
10. Игра «Придумай словечко»
Цель: развитие слогового анализа слов (для подгруппы детей, соревновательный момент).
И.П. Стоят на ковриках нейтрального цвета, руки на поясе.
Ход игры: логопед произносит слог. Надо придумать новые слова, продвигаясь по дорожке из ковриков вперёд. Кто больше придумает – тот победитель.
11. Игра «Я знаю 5 названий…»
Цель: обогащение словарного запаса.
И.П. Ребенок стоит на коврике нейтрального цвета, руки, на поясе.
Ход игры: логопед начинает игру словами: «Я знаю 5 названий …» (словарь по лексической теме). Надо называть слова по заданной теме и выполнять движения на коврике по усмотрению логопеда.
12. Игра «Пройди болото, прыгая через кочки». 
Цель: автоматизация звуков.
И.П. стоять на коврике нейтрального цвета, руки, на поясе. 
Ход игры: прыгнуть можно после того, как правильно произнесешь название предмета, изображенного на картинке.
13. Игра «Звучит – не звучит». 
Цель: развитие слухового внимания и памяти. 
Ход игры: логопед даёт установку: 
А. «Бегите, пока играет музыка».  
Б. «Когда звучит музыка, идите и на каждый шаг хлопайте в ладоши».  
В. «Слышите колокольчик – идите на носочках, слышите барабан – на пятках».
    Активное использование ортопедических ковриков на коррекционных занятиях создаёт благоприятные условия для работы с детьми и дает следующие положительные результаты:
• Быстрее устанавливается контакт ребенка с логопедом.
• Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях, так как внимание концентрируется не только на речи, но и движениях тела.
• Данные игры положительно влияют на развитие высших психических процессов.
• У детей повышается работоспособность и значительно возрастает интерес к занятиям.
    Таким образом, упражнения с «ОРТО» ковриками являются эффективными средствами коррекции, обеспечивают достижение максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.