«Этот коварный звук Р». Пшиченко А.Н.
Почему «р» так сложен для малыша? Причина кроется в том, что это особенный звук, вибрант, артикулировать его непросто. При произнесении кончиком языка нужно касаться небных бугорков позади верхних зубов, при этом боковые краешки языка необходимо прижимать к верхним жевательным зубам. Выдыхаемый воздух своим напором должен заставлять переднюю часть языка вибрировать. Необходимо, чтобы в работе были задействованы и голосовые связки, а в горле ощущаться дрожание. Согласитесь, управлять речевым аппаратом довольно сложно. Дефект произношения «р» может быть фонетическим, то есть искажаться, или фонематическим, когда происходит замещение «р» иным звуком (чаще всего это «Р» мягкий, «Л», «Й» или близкий к «Г» звук).
Что является причиной неправильного выговаривания «Р»? На самом деле, причин может быть несколько:
· малоподвижный, плохо развитый артикуляционный аппарат ребенка;
· неправильное распределение речевого дыхания;
· нарушение фонематического слуха;
· генетическая предрасположенность;
· особенности строения подъязычной связки, известной всем как «уздечка».
Исправляются эти недостатки, за исключением последнего, одним из способов:
· имитативным, то есть подражательным;
· механическим, с применением зонда, шпателя или иных логопедических приспособлений;
· смешанным (сочетанием первых двух).
«Дети – отличные повторюшки, - говорит логопед Туз Е. А. – поэтому показывайте не только, как нужно произносить звуки, но и мимику, постановку языка. Наклоняйтесь к ребенку ближе! Предложите игру «отражение», пусть копирует ваши действия!»
Уздечка может быть либо слишком длинной, либо, наоборот, короткой. Язык в этом случае или не достигает неба, или недостаточно напряжен. Определить дефект может только доктор. Не впадайте в панику, если в годик при осмотре у стоматолога доктор вынес вердикт «короткая уздечка». Резать или не резать – извечный вопрос, встающий перед родителями. Сегодня большая часть специалистов принимает точку зрения, что обойтись без подрезания реально. Упражнения способны растянуть мышцу, сделать ее эластичной. Но если без подрезания не обойтись, не бойтесь: это небольшое хирургическое вмешательство практически безболезненно.
Когда бить тревогу, что ребенок так и не научился выговаривать букву «р»?
Может, это кого-то и удивит, но есть родители, которые либо не замечают, что их ребенок картавит, либо считают, что в этом выражается индивидуальность малыша. Да, когда совсем кроха картавит, это забавно, умилительно. Но пройдет немного времени, и такой ребенок станет объектом насмешек сверстников. А в дальнейшем этот речевой недостаток может помешать построить человеку карьеру и личную жизнь. Ведь руководителя с плохой артикуляцией мало кто из подчиненных воспринимает всерьез, а уж стать публичными удалось лишь единицам людей с ротацизмом.
В каком возрасте дети учатся говорить «Р» четко и внятно? Обычно к возрасту 5-6 лет артикуляция звуков у ребенка должна быть полностью поставлена. Если к этому времени ребенок все еще не «рычит», стоит обратиться к логопеду.
Освоение «р» должно быть поэтапное:
· «поставить» проблемный звук;
· автоматизировать произношение.
Как освоить звук «Р» в домашних условиях?
Если вы решили самостоятельно исправить речевой дефект, то следуйте важному правилу: домашние уроки должны приносить детям удовольствие. Учиться, играя – вот главная методика! Ежедневные тренировки стоит начинать с разминки. Это должна быть гимнастика для разогрева артикуляционного аппарата ребенка. Цель гимнастики – выработка и закрепление определенных положений речевых органов, нужных для произнесения проблемного звука правильно, ведь для четкой и правильной артикуляции необходимы сильные и подвижные язык, губы и небо. Заниматься нужно под счет взрослого по 5-6 раз каждое упражнение перед зеркалом такой величины, чтобы малыш хорошо видел свое лицо.
Упражнения для постановки звука «Р»:
· «Заборчик». Растянуть губы в улыбке так, чтобы обнажились оба ряда зубов, зажать зубы – это «забор».
· «Окошко». Ротик открыт, чтоб виднелись все зубки. Подержать «окошко» открытым.
· «Почистим зубки». Ротик приоткрыт, а кончик язычка – это щетка. Пусть щетка почистит зубки с внутренней стороны (вправо-влево).
· «Маляр». Пусть малыш улыбнется, покажет зубки – «заборчик», а затем приоткроет ротик и погладит языком вперед-назад верхнее небо.
· «Лошадка». Губы – в улыбке, зубки приоткрыты, подбородок – неподвижен, а язычок «цокает», словно лошадка. Язык работает весь, а не только кончик!
· «Грибок». Положение рта – как в «Лошадке», но язык не «цокает», он неподвижно залипает на верхнем небе примерно на 10 секунд, это важное упражнение на растяжку «уздечки».
· «Дразнилка». Пусть ребенок подразнится: высунет язык и поболтает им.
Эти упражнения помогают разработке артикуляционного аппарата. Для того, чтобы «поставить» вибрант, нужно выполнять специальные упражнения.
· «Моторчик» – рот открыт, губы растянуты в широкой улыбке, а передняя часть языка лежит на бугорках. Просите малыша с силой дуть на язычок с голосом (вроде Д-Ж-Ж-Ж).
· Губы – в улыбке, язычок стучит в альвеолы: «д-ды-д-ды», а пальчик «заводит мотор» – вызывает вибрирование кончика языка.
Попросите, чтобы малыш широко раскрыл ротик, произнося «з-за», и подсуньте под его язычок шпатель; ритмично влево-вправо его подвигайте. В случае, если все выполнено правильно, то желанный «Р» должен отчетливо послышаться.
Заметив, что регулярные занятия приносят пользу, и у ребенка уже отчетливо произносится изолированный «р», начинайте вводить слоги, где «р» в начале слога (ра-ро-ри), или в конце (ар-ор-ир), или в окружении гласных (ара-оро-ири). Когда и этот этап даст положительные результаты, практикуйте слова, где «р» находится в разных их частях: начале, середине и конце. Автоматизация звука должна происходить по определенной последовательности – от простого к сложному: слог – слово – фразы – тексты – стихи – скороговорки – речевой поток.