Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Игры и упражнения для музыкального развития». Липатова Е.Е.

чт, 04/05/2023 - 16:46

      Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
       Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей.
      Музыкально-дидактические пособия и игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».
    Музыкальные игры и упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, закрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов танцев, углубляют навыки обращения с различными предметами.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРИГЛАШЕНИЕ».

Все играющие становятся в круг. Водящий ходит внутри круга под музыку, внезапно останавливается перед кем-либо из играющих и, сделав поклон, приглашает следовать за собой. Дальше они идут вдвоем. Водящий вновь останавливается перед кем-либо и таким образом приглашает несколько человек. Водящий двигается танцевальным шагом, и все идущие за ним повторяют движения или шаг. Неожиданно музыка умолкает – все разбегаются и становятся в общий круг (в любом месте).

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ТАНЦУЮЩИЕ ЗВЕРИ».

Звучит музыка, и все играющие начинают изображать зверей, которых предлагает ведущий. Музыка звучит разноплановая; выигравшим считается тот, кто более точно выполняет движения под музыку и близко передает образ животного. После изображения одного животного называется победитель, он получает очко. В конце игры – подсчет очков.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «БАБОЧКИ».

Все играющие имитируют бабочек: легко и красиво двигаются под музыку. Водящий наблюдает. Музыка прекращается, и все превращаются в застывшие красивые фигуры. Водящий выбирает лучшую «бабочку», которая и становится ведущей.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛЕ ДОЖДЯ».

Под звучание музыки разных жанров играющие должны изобразить:
- идет дождь (руками); прохожие идут под дождем (с зонтиками);
- солнышко засияло; всем весело;
- природа ожила (раскрываются цветы, летают птички, пчелы и бабочки).
Ведущий внимательно наблюдает за играющими, дает задание и отмечает тех, кто лучше других выполняет задание. Эти лучшие исполнители становятся в центр и еще раз все вместе показывают, как красиво они выполнили задание.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА И УСТРАНЕНИЯ ЗАЖИМОВ

Все упражнения должны выполняться с движением рук или корпуса, только тогда происходит тренировка единого речевого и двигательного центра. Чем медленнее движется рука, тем медленнее выходит воздух. Потом руки можно убрать, но для того чтобы сформировать верное звучание в пении обязательно прибегать к движению рукой, как в упражнениях, так и в песнях. Руками можно помогать движению диафрагмы, т. к. всё формируется в области солнечного сплетения – и жест, и дыхание. Диафрагма обеспечивает качество звучания голоса и речи. Она по-своему, дублирует ротовую артикуляцию и должна быть очень подвижной и тренированной. Общая моторика не влияет на развитие голосового аппарата, поэтому нужно использовать пальчиковые упражнения.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЭХО».

Громко крикнуть «Эй!», как будто кого-то кричим, отпустить звук на простор. Затем повторить несколько раз, постепенно заглушая и размывая звук (как в горах). Можно работать индивидуально и в группе.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗАМРИ».

Сказать любой гласный звук или слог, и, не закрывая рта, ощутить состояние зевка.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЖУКИ».

Представить, что вокруг летает жук. Следить за ним рукой, поворачивать голову и при этом «жужжать» – «ЖЖЖ». Поймать когда закончится дыхание. Голос не вытекает наружу, а с силой выгоняется. Чем медленнее движется рука, тем медленнее выходит воздух.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ГОРКИ».

Звуком и рукой рисовать горки или знак бесконечности. Петь на звуки «Э», «А», «Ы».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКРИП».

Поскрипеть на одном звуке «А» или «У». Челюсть обязательно вниз, голову не запрокидывать, а наоборот. Поскрипеть на двух звуках «А – У», головой нужно свободно двигать из стороны в сторону.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕТЕР».

Руками и корпусом изображать деревья в лесу. Подул ветер. Сначала небольшой, затем сильнее, и очень сильный ветер. Деревья качаются и гнутся от ветра. Ветер можно изображать как на звук «Ш», так и просто беззвучно дуя с усилением или ослаблением.
Игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного эмоционального климата на занятии.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПЕСЕНКА МАРТЫШКИ»

«Лучшие качели»: руки вверх, выполняем пружинящие полуприседания с махами руками: вперед – назад.
«Гибкие лианы»: наклоняем туловище влево-вправо.
«Это с колыбели»: шагаем левой ногой в сторону, правая нога – на носке, руки, согнутые в локтях поднимаем вверх.
«Знают обезьяны»: ноги врозь, полуприседаем, руки, согнутые в локтях, поднимаем на уровень лица, ладони вперед, пальцы разводим в стороны.
«Кто на них качается»: массу тела переносим с одной ноги на другую.
«Да, да, да!»: делаем три кивка головой.
«Тот не огорчается»: махи руками в стороны.
«Ни-ко-гда!»: повороты головы влево и вправо на каждый слог.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СТРЕКОЗА»

«Вот какая стрекоза, как горошины глаза»: поднимаясь на носки, руки отводим в стороны, поднимаем вверх и соединяем их над головой (кисти наружу); 
пальцы складываем кольцами, изображая бинокль, подводим к глазам, покачивая плечами и головой влево – вправо.
«А сама, как вертолет»: параллельно вращаем предплечьями вперед с полуповоротом корпуса влево и вправо.
«Влево, вправо, назад, вперед»: руки - на поясе, наклон в стороны.
«И на травушке роса»: приседая, имитируем поглаживание верхушек травинок направо и справа налево.
«И на кустиках роса»: наклоняясь вперед, прогибаемся с полуповоротом влево, как бы касаясь веточек куста. То же в другую сторону.
«Мы ладошки отряхнули»: делаем широкие махи руками перед туловищем: правая рука вверх, левая назад вниз.
«Улетела стрекоза!»: имитируем полет стрекозы: руки – в стороны, частые движения кистями.
«Попрыгунья испугалась!»: руки отводим за голову, поворачиваем туловище влево и вправо.
«Только песенка осталась»: ладони складываем рупором у рта, издаем звук «Дз-з-з, дз-з-з, дз-з-з!».
«Мы по травушке ходили»: стоя на левой ноге, делаем свободные махи правой ногой вперед-назад.
«Босы ноги замочили»: те же движения, но стоя на правой ноге.
«Не пугает нас роса»:
1) с помощью прыжка выполняем стойку «ноги врозь»;
2) пружиняще поднимаемся на носки, затем опускаемся на всю ступню. В такт движениям ног сжимаем кисти рук в кулачки и разжимаем их.
«Разгуляйся, коса!»:
имитируем движения косаря, издавая звуки «С-с-с».
«Тишина у пруда, не колышется вода»:
поглаживаем тыльной стороной кисти лоб, имитируя усталость, расслабление.
«Зашептались камыши – тише, тише, малыши»:
плавно покачивая туловищем влево и вправо с поднятыми руками, шепотом издаем звуки «Шш-и, шш-и, шш-и», затихая совсем к концу выполнения упражнения.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕРЕПАХА»

Цель: развитие слухового внимания, воображения, двигательных навыков, предупреждение негативных эмоциональных проявлений, связанных с состоянием тревожности.
Содержание: дети свободно передвигаются по комнате, выполняя задания педагога, который просит изобразить какое-либо животное. Как только воспитатель говорит «черепаха», все дети приседают, прижимают подбородок к груди, обхватывают колени руками, как будто «прячутся в панцирь». Тревожные дети, как правило, более половины игры проводят в состоянии «черепахи», но действующий «механизм заражения» при последующих повторениях заставляет их раскрепоститься и включиться в игру.

Игра «Угадай мелодию».

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.
Ход игры: Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.
Дети повторяют и угадывают название песни, частью которой она является.
Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты, которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.
Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами.

Игра «Ритмический оркестр».

Цель: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах), основываясь на полученных ранее знаниях.
Ход игры: Педагог разбивает детей на четыре равные подгруппы, каждая из которых образует сторону квадрата. В руках у каждой группы однородные ударные инструменты.
В центре квадрата стоит дирижёр. Все дети исполняют песню.
По указанию дирижёра, обращённому к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах.
Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра.

Игра «Музыкальные загадки».

Цель: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений.
Ход игры: Педагог делит детей на 3-4 подгруппы по 5 человек в каждой.
Дети каждой подгруппы строятся, образуя параллельные колонны. В другом конце зала стоит воспитатель. Под звучание музыки дети, стоящие первыми в каждой колонне, двигаются по направлению к воспитателю шагом, соответствующим характеру музыки.
Если ребёнок выполняет движения, соответствующие музыке, то есть отгадал музыкальную загадку, воспитатель вручает ему символическую нотку. Далее игра продолжается под звучание всех остальных произведений с участием остальных детей.

ИГРА «Ступеньки»

Цель: развивать звуковысотный слух.
Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры: ребенок-ведущий исполняет на любом музыкальном инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх – вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх – вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.

ИГРА «Определи инструмент!»

Цель: развивать тембровый слух.
Игровой материал: аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, деревянные ложки – 4.
Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой на таком же инструменте его повторяет. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать загадку. Если ребенок ошибся, то он слушает задание.

ИГРА «Передай ритм»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
Примечание. Ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок.Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях.

ИГРА «Замри»

Цель: учить определять мажорный и минорный лады.
Ход игры: Дети свободно перемещаются по залу под определенную (например, мажорную) мелодию. Как только звучит минорная, они мгновенно замирают.

1.    Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. 
2.    Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990.
3.    Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.