Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Не пора ли нам к логопеду?» Мозжина Т.М.

пн, 03/04/2023 - 15:31

- «Не пора ли нам к логопеду?» - Этот вопрос задают себе большинство родителей дошкольников, поскольку речевые проблемы у дошкольников встречаются всѐ чаще и чаще. Речь детей развивается постепенно и то, что хорошо для маленьких ребят, порой совсем не уместно для старших дошкольников. Однако, бывают ситуации, когда родители не замечают, что возникли какие -то отклонения в речевом развитии или, наоборот, предъявляют завышенные требования к речи малыша. Чтобы такого не случилось с вами, предлагаю ознакомиться. К логопеду нужно обращаться, если:
• В 1 год Ребенок не произносит 2 – 10 слов типа «мама», «дай» 
• В 2 года Ребенок не разговаривает, все объяснения с окружающими детьми сводятся к жестам и мычанию.
• В 2,5 года Нет элементарной фразовой речи – ребёнок не объединяет 2-3 слова, например «мама да», «папа би». 
• В 3 года, если до 3 лет молчал, а потом активно заговорил. Неправильно воспроизводит простой ритмический рисунок. У ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение. Ребёнок не может выполнить простые движения органов артикуляции. Ребёнок отказывается от слов в общении, заменяя их жестами, хотя изолированно повторить эти слова может. Ребёнок не может выполнить простую инструкцию, например: «возьми мячик», а также усложненные двухсоставные поручения, например «пойди на кухню и принеси ложку» После 3 лет Ребёнок продолжает упрощать слоговую структуру слов, например «афон» вместо «телефон» Ребёнок не употребляет простейшие грамматические конструкции (род, число, падеж) 
• К 3,5 годам Ребёнок не различает на слух похожие звуки, слоги и слога, например: «бочка - почка». 
• В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи: ребенок не произносит звуки или произносит их неправильно. Ребёнок не стремиться к общению, он не рассказывает о том, что видел, не задает вопросов. 
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения. Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, родители должны при таких ошибках: 
 ребенок взаимозаменяет звуки. Если ваш ребенок вместо «жук» говорит «зук» - это лишь неумение говорить звук «Ж», которое до определѐнного возраста является вариантом нормального речевого развития. А если ребенок не только вместо «жук» говорит «зук»,но и вместо «зонт» говорит «жонт» - значит, он не слышит, не различает звуки «Ж» и «З», а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. 
 Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Дети могут опускать или добавлять согласные звуки, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется к двум – двум с половиной годам. Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль. Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания. 
 Ребёнок не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки, ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами. 
 Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво. Создается ощущение, что у ребенка постоянный насморк и заложен нос (при том, что ребенок не простужен и не болен). 
 Ребёнок говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно, он «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций. Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «не-а», «там», не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как?».
 К логопеду нужно обратиться, если есть заключение детских врачей, специалистов.