Консультация для родителей на тему: «А если не хочет?». Чебирак В.Г.
Бывают ситуации, когда ребёнок многие обязательные дела вполне освоил, ему уже ничего не стоит собрать в ящик раскиданные игрушки, застелить постель, убрать за собой посуду со стола и многое другое. Но все это он упорно не делает.
Одна из причин может быть в том, что, обучая ребёнка новым действиям, делая всё с ним вместе, вы еще не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе», то это не зря: возможно, ему еще трудно организовать себя, а может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка.
Вспомним: и при обучении езде на двухколесном велосипеде есть такая фаза, когда вы уже не поддерживаете рукой седло, но все равно бежите рядом. И это придает силы вашему ребенку! Заметим, как мудро наш язык отразил этот психологический момент участие в значении «моральная поддержка» передается тем же словом, что и участие в деле.
Но другой причиной могут быть отрицательные переживания, возникшие между ребенком и взрослым, поскольку дружелюбный, теплый тон очень важен в формировании желания делать самому то, чему ребёнок научился делать вместе со взрослым.
Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что то сделать вместе, например, отремонтировать телевизор. Он садится и говорит вам: «Так, достань описание, теперь возьми отвертку и сними заднюю стенку. Да как ты откручиваешь шуруп? Не жми так!»...
«Руководящие указания», наверное, где то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе — значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».
Сохранить позицию на равных не так то легко: иногда требуется немалая психологическая и житейская изобретательность.
Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.
Заметьте, подобные средства — это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.
Например, ребёнку сложно самому одеться. Составляется список вещей, которые ребёнок должен надеть, для дошкольников лучше иллюстрированный, и вешается на стену.
В семье наступает спокойствие, прекращаются конфликты, а ребенок оказывается чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь, бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т.д. Вскоре ребёнок запомнит этот список и очерёдность надевания вещей, и будет самостоятельно одеваться.
Удачи Вам и благополучия в общении с Вашими детьми!
Источник: Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»