Консультация для родителей «Как учить стихи с дошкольниками». Мозжина Т.М.
Все родители понимают, что учить стихи с детьми необходимо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, формирует «литературную» речь. Существуют различные методы заучивания стихотворений, независимо от методов, следует соблюдать основные этапы:
Первый этап. Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов (прилагательных) должно быть в тексте.
Второй этап. С ребенком беседуют по содержанию стихотворения Это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.
Третий этап. Дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает 2-3 раза в медленном темпе. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
Четвертый этап. Ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого. «Давай я буду начинать, а ты продолжать» и подсказывать первое слово в строке.
Пятый этап. Через некоторое время или на следующий день повторить еще раз стихотворение (прочитать, а ребенок рассказывает) и очень эмоционально похвалить ребенка.
Что еще влияет на быстроту запоминания стихотворения? Объем. Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3- 4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников - 3-5 четверостиший. Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Это может быть подарком для кого-то: мамы, бабушки, Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя. Время. Уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание. Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее. Повторяемость. Специалисты советуют читать как можно больше рифмованных потешек, загадок и сказок. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Со временем слова сами по себе запоминаются, а память ребенка уже натренирована воспринимать и запоминать рифмы; ему это становится привычным и понятным. Эмоциональность. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Соответствие темпераменту. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, такие, под которые можно двигаться. Деткам спокойным - размеренные, плавные. Иллюстрации. Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.