Совместная работа учителя -логопеда и родителей как одно из условий успешной работы с детьми с речевыми нарушениями. Мельтьева Н.В.
Иногда, умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят; не всегда правильное произношение наблюдается также у ребёнка, который по каким-либо причинам пропустил много занятий по развитию речи в детском саду. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, над общим речевым развитием.
Своевременное формирование правильного произношения очень важно для развития общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу — для усвоения школьной программы.
Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка. Без вашей помощи исправить речь у него невозможно.
Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и выполнить задания логопеда. Поддерживайте с логопедом постоянную обратную связь, так как не зная сущности работы, вы не сможете эффективно выполнять домашние задания.
- В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.
- Соблюдайте точность и последовательность выполнения заданий.
- Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
- Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
- Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
- Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции до конца.
Старайтесь не поручать эту работу родственникам, так как они не смогут заменить вас в таком трудном деле. Если это невозможно, то необходимо подробно проинструктировать человека, занимающегося с ребенком по заданию логопеда, что и как необходимо выполнять, далее регулярно контролировать процесс выполнения заданий и навыки ребенка. Регулярные упражнения помогут развить мускулатуру органов речевого аппарата и усвоить правильную, ритмичную речь.
Помните, что по мере взросления, привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Исправить, либо значительно улучшить речь ребенка можно при условии выполнения правил логопедической работы и систематических занятий.