Консультация для родителей. «Сказки К. И. Чуковского - помощники в воспитании и развитии дошкольников» Есина Н.В.
Корней Иванович Чуковский – замечательный русский писатель, классик отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.
На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие неотъемлемым атрибутом детства.
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно.
В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.
Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказки способствуют приобщению ребенка к чтению, учат познавать окружающий мир, развивают речь.
Корней Чуковский - один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К. И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.
Для укрепления и сохранения здоровья детей немаловажное значение имеют гигиенические процедуры. По рассказам родителей некоторые дети не любят умываться и мыться. И здесь на помощь приходит знаменитый, всеми любимый Мойдодыр. Дети, конечно, не хотят быть похожими на мальчика - грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда, посуда.
Для формирования осторожного, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям, безопасного поведения в детском саду, дома и на улице можно почитать сказку «Бармалей». Главный герой этого произведения олицетворяет опасного незнакомого человека. Это поможет усвоить детям, что без взрослых нельзя выходить на улицу или, тем более, уходить далеко от дома. Прочитав сказку «Айболит» вместе с ребенком можно порассуждать почему зайчик попал под трамвай. Повторить правила дорожного движения.
Сказка «Краденное солнце» поможет ребенку поближе познакомиться с миром неживой природы и понять как необходимо солнце для всего живого.
Знакомясь с произведениями: «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» можно предложить детям в игровой форме посчитать посуду, гостей. Тем самым познакомить с количественным и порядковым счетом (кто за кем едет).
А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница». Можно поупражняться в звукоподражании животным, порассуждать, что перепутано. В сказке «Федорино горе» много предметов старины: ухват, кочерга, самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. Предметы из прошлого можно сравнить с современными, такая деятельность будет способствовать развитию мышления и речи.
Знакомясь с удивительным миром К. Чуковского в самом раннем возрасте, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.