Игры и упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста. Пшиченко А.Н.
Ритм входит в нашу жизнь с детства. Всё окружающее нас, живёт по законам ритма: смена времён года, дня и ночи, возрастные процессы, биение сердца, и многое другое подчинено определённому ритму. Грудной ребёнок, слыша музыку, начинает радостно улыбаться, хлопать в ладоши и лепетать, приплясывать на руках у матери. Мы видим, что чувство ритма заложено в каждом ребёнке от природы и формируется параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Поэтому так важно не упустить момент и создать условия для развития музыкальности и ритмичности вашего малыша.
Развитие чувства ритма является одной из важнейших предпосылок развития речи.
Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.
Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Вначале тренируем ребенка на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов (.. .. .., … … …).
Используйте любой предмет, которым можно отстучать ритм песенки или стихотворения (ложку, палочку, молоточек, пластмассовый стаканчик, кубик) научите таким играм и друзей ребёнка.
Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками (.._, …_, _.._, _.., _..._, .._..).
Затем ребенка упражняют в сочетании движения и речи: маршировка и гимнастика под счет или стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов.
Игры с ритмом
БАРАБАН
Взрослый произносит слог или слово определённое количество раз (2-5 раз) в медленном или быстром темпе, сопровождая проговаривание ударами по столу, производя их вдоль стола. Ребёнок должен не только запомнить количество ударов, но и произнести слоги, слова в заданном темпе: «па-па-па-па, или мак-мак-мак» или «па (пауза) па (пауза) па». Детям очень нравится самим проводить данную игру и «задавать» количество слов-ударов и темп проговаривания партнёрам по игре. Такая форма проведения упражнения способствует формированию у детей умения слышать друг друга, работать в едином темпе, выполнять инструкцию друг друга, развивает внимание.
ЗВУКОВЫЕ БУСЫ
Используются разнообразные бусы с чередованием бусин по размеру или цвету. Дети пальчиками трогают бусину и называют «обозначенное» ею слово. Ребенок выбирает бусы по своему желанию, соответствующие заданному ритму, нанизывает бусины и по готовому ритму проговаривает слова.
РИТМИЧЕСКИЕ ДОРОЖКИ
Ритмические дорожки, сделанные из фигур разного цвета или размера; ритмические дорожки, отображающие различные темы. Ребёнок, касаясь поочерёдно каждым пальчиком ведущей руки «объектов» дорожки, проговаривает слова в заданном ритме чередования. Можно дать задание, каким пальчиком «нажимать кнопочки» ритма.
МОСТИК
Взрослый предлагает построить для выбранного ребёнком героя (мини-игрушки) мостик. Взрослый даёт образец ритма из маленьких картинок со словами с отрабатываемой слоговой структурой или с автоматизируемым звуком. Ребёнок, ориентируясь на образец, «достраивает» мостик. В конце игры ребёнок проговаривает все слова, показывая их указательным пальцем. Возможен вариант, что выбранная ребёнком игрушка «проходит» по мостику, «называя» слова. Затем, закрыв глаза, ребёнок по памяти проговаривает всю дорожку слов.
ЦВЕТОЧНАЯ КЛУМБА
В данном игровом упражнении тренируется самостоятельное отображение ребёнком ритма, который задан или взрослым, или цифрами (1:2), или на слух (хлопками, ударами молоточка и т.д.), или зрительной моделью. Ребёнок выставляет начало ритма. Затем, проговорив слова или предложения, берёт соответствующую ритму прищепку в виде цветов и цепляет её к «клумбе» - к боковой стенке коробки в заданном ритме. Возможность выбора вида прищепок, формы «клумбы» поддерживает интерес ребёнка к заданию.
ПАРОВОЗ
В данном игровом упражнении тренируется самостоятельное отображение ребёнком ритма, который задан или взрослым, или цифрами (1:2), или на слух (хлопками, ударами молоточка и т.д.), или зрительной моделью. Ритм выкладывается из счётных палочек и символизирует железную дорогу. Когда выложен ритмический рисунок, ребёнок проговаривает слова с опорой на визуализированный ритм. Проговорив несколько пар слов, ребёнок «пускает» по железной дороге воображаемый поезд, предварительно «посадив» в него пассажиров, припомнив все пары слов.