Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ритм в музыкальном развитии детей. Липатова Е.Е.

пт, 08/12/2023 - 17:12

           Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
          В детском саду наряду с развитием музыкальных способностей детей серьезное внимание уделяется ритмическому воспитанию. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. В основе чувства ритма лежит и восприятие выразительности музыки.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто используются звучащие жесты (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки), речевые упражнения, музицирование на музыкальных инструментах и т.п. Постепенно ритмические формулы усложняются.
           А для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма, нужно заниматься ритмической гимнастикой. Начинать рекомендуется с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими), позволяющими выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты и образы.
Процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить с помощью музыкальных игр и забав. Если дети от музыкально - ритмических упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.

Игры на развитие чувства ритма.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки:(с хлопками).
Сел сверчок на шесток,
Таракан–в уголок.
Сели-посидели.
Песенку запели.
Услыхали ложки-вытянули ножки.
Услыхали калачи- Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки,без дуды,
Ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.Бух,бух,бух.

«Ритмическое освоение слов»

      Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех-и четырех сложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей нато, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче.

Например:

  • 2/4  - ма-ма,па-па,кош-ка,ка-ша, Да-ша, доч-ка,туч-ка, цве-ток.; 
  • 3/4_-ма-моч-ка,сол-ныш-ко,пе-сен-ка,де-воч-ка;
  • 4/4че-ре-па-ха,по-гре-муш-ка,ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова .Заменить слова хлопками. Раз,два,три,повтори!Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими  жестами»:хлопками,притопами,шлепками,щелчками и т.д

«Передай ритм».

Дети встают «паровозиком» друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего; последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит; тот передаёт ритм следующему ребёнку; последний участник передаёт ритм, хлопая в ладоши; этот ритм сравнивают с первоначальным.

«Стихи в хлопках».

Рассказывая небольшие стихотворения, ребёнок отхлопывает каждый слог в словах.

«Ритмическое эхо».

Взрослый и ребёнок договариваются о том, кто будет «эхом», которое должно точно повторять ритмический рисунок. Затем можно поменяться ролями. Можно использовать музыкальные инструменты.

Советы по использованию ритмических игр.
·Старайтесь использовать любой предмет, которым можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или просто слова.
·Чем чаще играть в ритмические игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться и у него появится интерес к музыке, к ритму.
·Если говорить с ребёнком спокойным голосом, правильно и чётко произнося слова, исправляя его речь, произнося слово по слогам, то он научится чувствовать ритмику слов. Ребёнок быстрее научится читать. Ритмические игры будут для него понятными.
·Заинтересовать ребёнка нужно, широко используя игровые ситуации. Следить, чтобы ребёнок не переутомился и не скучал.
Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции организма в разных ситуациях. Речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.