Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультация психолога на тему: «Адаптация ребенка к условиям детского сада».  Чебирак В.Г.

пн, 04/09/2023 - 10:55

Начало сентября традиционно дает старт новому этапу в жизни молодого поколения. Одни начинают учиться в университетах, другие – в выпускных классах, третьи – первый раз переступают порог школы. Но есть еще одна категория «стартующих» – малыши идут первый раз в детский сад. И для них, и тем более для их родителей, – это очень важный день. Ребенок, до этого момента бывший центром вселенной своей семьи, открывает для себя новый мир, где таких, как он, много, где необходимо следовать правилам и подчиняться требованиям. Переход из тепличных домашних условий к жизни в обществе для маленького человечка связан со стрессом. 
С целью эффективного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в период привыкания к новому коллективу необходимо выявить степень его адаптации. 
Легкая степень адаптации – к 20-му дню пребывания в группе:

  • Нормализуется сон.
  • Нормально начинает есть.
  • Настроение бодрое, заинтересованное в сочетании с утренним плачем.
  • Отношения с близкими взрослыми не нарушаются.
  • Ребенок поддается ритуалам прощания.
  • Быстро отвлекается.
  • Его интересуют другие взрослые.
  • Отношение к детям может быть безразличным или заинтересованным.
  • Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 недель при участии взрослых.
  • Заболеваемость не более 1-го раза сроком не более 10 дней, без осложнений.

Средняя степень адаптации:

  • Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее.
  • Сон восстанавливается лишь через 20–40 дней, качество сна страдает.
  • Аппетит восстанавливается через 20–40 дней.
  • Настроение неустойчивое в течение месяца.
  • Плаксивость в течение всего дня.
  • Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню.
  • Отношение к близким эмоционально возбуждающее (крик, плач при расставании, встрече).
  • Отношение к детям безразличное, но может быть заинтересованным.
  • Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.
  • В игре не использует приобретенные навыки. Игра ситуативная.
  • Отношение ко взрослым избирательное.
  • Заболеваемость до 2 раз сроком не более 10 дней, без осложнений.
  • Вес не изменяется, несколько снижается.
  • Общение только в определенных условиях.

Тяжелая степень адаптации:

  • Ребенок плохо засыпает.
  • Сон короткий.
  • Вскрикивает, плачет во сне.
  • Просыпается со слезами.
  • Аппетит снижается сильно, надолго.
  • Может быть стойкий отказ от еды.
  • Невротическая рвота.
  • Функциональные нарушения стула.
  • Настроение безучастное.
  • Ребенок долго и длительно плачет.
  • Отношения с близкими эмоционально-возбужденные, лишенные практического взаимодействия.
  • Отношение к детям: избегает, сторонится, проявляет агрессию.
  • Отказывается от участия в деятельности.
  •  Игра ситуативная, кратковременная.

Родителям необходимо сделать этот период менее болезненным, сократить время адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Вот некоторые рекомендации:

  • Будьте внимательны к малышу. Ваши положительные эмоции помогут ему принять новый порядок.
  • Утром прощайтесь легко и быстро. Придумайте церемонию прощания.
  • Будьте терпеливы и спокойны. Если слезы не прекращаются, ребенок цепляется за Вас и не поддается уговорам, нужно хладнокровно встать и уйти. За неимением зрителей в группе, как правило, «концерт» прекращается.
  • Если малыш очень привязан к маме и расстается с трудом, то пусть в детский сад его отводит папа или другой член семьи.
  • Не форсируйте время пребывания ребенка в детском саду. Малыш еще очень устает, и привыкание к новым условиям должно быть постепенным.
  • Беседуйте с ребенком о том, что он делал, как играл, радуйтесь успехам, даже самым маленьким.
  • Не обсуждайте в присутствии малыша свои опасения, проблемы детского сада.
  • Категорически запрещено при ребенке выяснять отношения с воспитателем или няней – даже если вы десять раз правы.
  • Участвуйте во всех мероприятиях в детском саду и вы будете знать все чем живет ваш малыш, находясь в стенах детского сада.

  Прислушивайтесь к рекомендациям воспитателей и старайтесь выполнять их требования.
Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром для вашего малыша!

Удачи Вам и Вашим детям!