«Как помочь ребенку открыть свой музыкальный талант» Липатова Е.Е.
Музыкальное искусство играет решающую роль в формировании ребёнка как личности и участвует в эстетическом наполнении его жизни. Музыка развивает эмоциональные чувства ребёнка, которые помогают ему легче адаптироваться в обществе. Эмоциональные переживания, связанные с музыкой снижают у детей проявления агрессии, развивают в них творческое отношение к жизни. Глубина эмоционального воздействия музыки зависит от развития музыкального восприятия. Музыкальное восприятие - это способность слышать и чувствовать содержание музыкального произведения, и умение подсознательно объединить услышанное в единое целое.
В дошкольном возрасте у детей формируется восприятие музыки и идёт накопление ярких впечатлений, влияющих на его дальнейшее музыкальное развитие. Мелодии, интонации классической и народной музыки формируют у детей любовь к прекрасному, возвышенному и развивают высоко-нравственные качества, такие как - доброта, великодушие, сострадание, переживание за близких людей, уважение окружающей природе, которые он пронесёт через всю жизнь.
Музыкальный талант – это способность выражать свои эмоции и мысли через музыку, которая сможет найти отклик у слушателей. Талант к музыке можно распознать уже в возрасте 2-3 лет. Хотя, строго говоря, у крохи наблюдаются лишь выраженные способности, а талант появляется в результате развития.
Подозрение на талант. Обычно способности к музыке у своих малышей мамы определяют так: «ему нравиться слушать записи», «он пытается воспроизводить песни, подражая знаменитому певцу», «он увлечённо перебирает клавиши фортепиано». Поверьте, 99% детей попадают под эти определения. Ребёнок равнодушный к музыке большая редкость, но это не означает, что все дети – музыкально одарённые. Профессионалы называют три способности, которые стоит проверить, прежде чем записывать ребёнка в «гении»:
- музыкальный слух,
- чувство ритма,
- музыкальная память.
Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
• Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.
• Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает.
• Если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
• Сочиняет свои собственные мелодии.
• Научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Артистический талант проявляется у Вашего ребенка в том, что он:
1. 1.Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями.
2. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает.
3. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает.
4. С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые.
5. С легкостью передразнивает привычки, позы, выражения, пластичен и открыт всему новому.
6. Любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Двери в мир творчества открыты для всех!
У педагогов есть специальные методики определения этих способностей.
Тест 1.
Хорошо, если в доме есть музыкальный инструмент, если нет – можно воспользоваться игрушечным синтезатором или другой музыкальной игрушкой. Выберете несколько высоких звуков, проиграйте их, приговаривая «пи-пи-пи - так мышка пищит», затем выбирайте звуки в средней тональность и «ля-ля-ля - лисичка бежит и песенку поёт», потом очередь низких звуков: «топ-топ-топ - это медведь идёт». И снова проиграйте все звуки с теми же присказками. По прошествии часа подойдите к инструменту и воспроизведите знакомые малышу звуки, спросите «кто это: мышка, лисичка или медведь?». Если ребёнок с первого раза различит их – скорее всего, музыкальный слух у него есть. Обычные дети тоже могут запомнить и различить эти звуки, но не с первого раза. Для чистоты эксперимента лучше, чтобы ребёнок не видел, как вы воспроизводите звуки (попросите его отвернуться и просто послушать).
Тест 2.
Приготовьте 5-6 отрывков из классических произведений. Послушайте их вместе с ребёнком, каждый обозначьте словом или жестом (если малыш ещё плохо говорит). Повторите опыт слушания на следующий день. Узнаёт ли малыш отрывки? Если узнал (сказал правильное слово, показал правильный жест) все – восприятие и музыкальная память у него очень сильны. Продолжайте слушать и запоминать отрывки каждый день. Когда ему это надоест? Если через несколько дней – это норма, если даже через месяц слушает с удовольствием (хоть и знает наизусть) – тяга к музыке налицо. Очень хорошо, если он сможет охарактеризовать отрывок «весёлый-грустный», «быстрый-медленный», «тихий-громкий» и т.д.
Тест 3.
Слушая детскую песенку с простой мелодией (например «Антошка») попробуйте воспроизвести ритм (похлопайте ладонями по коленкам в такт песне). Пусть малыш повторяет за вами. При последующем прослушивании прервите мелодию и спросите «а как дальше? Давай похлопаем, как там дальше было». Воспроизвести ритм с первого раза в норме могут только школьники (да и то, не все). Для старшего дошкольника требуется 5-6 повторений, для ребёнка 4-5 лет – гораздо больше. Если малыш схватывает ритм «налету» - готовьтесь передать его в руки профессионалов, ведь музыкальные задатки налицо.
Что бы «зажглась звезда»: чего делать НЕ надо
1. Настаивать на своем и заставлять заниматься. Талант не терпит насилия. Авторитет убивает гения. Да, занятия музыкой требуют системы и регулярности, но желание заниматься должно исходить от ребёнка, а не от мамы.
2. Поощрять успехи материальными благами.
3. Перехваливать и ставить ребёнка в пример всем окружающим. Формируя таким образом завышенную самооценку, родители сами «отдаляют» ребёнка от мира. Потом они ещё и удивляются: почему ему так трудно общаться, откуда берутся неврозы и страхи… Именно отсюда.
4. Возлагать на ребёнка свои надежды и обязательства. Слова «ты должен», «ты просто обязан», «ты не можешь подвести» - вносят переполох в душу малыша. Постоянная стимуляция гения подобным образом приводит к снижению той самой «естественной», «природной», «идущей изнутри» мотивации к творчеству.
Вот советы, которые помогут Вам поддерживать в ребенке творческое начало:
• Создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка.
• Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживайте стремление ребенка к творчеству. Проявляйте сочувствие к его ранним неудачам. Ни в коем случае не высказывайтесь неодобрительно о творческих попытках ребенка. Если часто повторять: «Хорошо, но могло быть лучше», ребенок вскоре сделает вывод, что все его старания напрасны, так как, сколько, ни пытайся, все равно результат будет недостаточно хорош.
• Не заглушайте в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоело его «почему» и «отчего».
• Учите ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого вам самим необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следите за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагогах и, наоборот, педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.
• Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители или хотя бы один из них был таким.
• Создайте необходимую для творчества атмосферу, которая поможет ребенку избежать возможного общественного непонимания и даже неодобрения.
• Учите ребенка справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения.
• Учите детей видеть хорошее и красивое в жизни.
• Сохраняйте в своей душе лучшие «детские» качества, а ребенку помогайте не растерять их.
Дорогие родители, загляните в светлые детские глаза и попробуйте посмотреть на мир глазами своего ребенка. Помните, что, мы, взрослые должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.