Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультация для воспитателей на лето по теме: «Организация подвижных игр летом на участке» . Абросимова А.А.

чт, 08/06/2023 - 17:31

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. 
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим. 
Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра. 
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. 
На прогулке воспитатель может использовать различные виды игр: подвижные, малоподвижные, спортивные, игры – соревнования, игры – забавы, сюжетно – ролевые, дидактические словесные  игры, творческие, пальчиковые игры, настольные игры. Необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, а также учитывать погодные условия. 
Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитывается чувство дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.    В подвижных играх можно применять все виды движений.  
Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры. 
Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа «Лови!», «Беги!», «Стой!». 
Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. 
Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математика, сенсорика, грамота, коммуникабельность). Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактической задачи, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы. 
При организации подвижной игры следует придерживаться  следующих правил: 
•    Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится. 
•    Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности. 
•    Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью. 
•    Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие. 
•    В играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи. 
•    Игру нельзя оставлять незаконченной. 
•    Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным. 
На участке, можно использовать игры с использованием художественных литературных текстов, игровых образов и сюжетных ситуаций. Такие игры не продолжительны по времени, и потому возможно их неоднократное повторение с меняющимися водящими. В зависимости от подготовленности детей, наличия необходимых условий, опыта воспитателя,  игры, предлагаемые для младших групп детей, могут быть использованы в старшем возрасте, и наоборот. 
  
ОСОБЕННОСТИ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 
 

МЛАДШАЯ ГРУППА 
Дети младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т.п. В этом возрасте большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек, мячей, шариков, обручей, вожжей, скакалок. В этом возрасте необходимо внимание педагога, его помощи и даже непосредственного  участия в играх и упражнениях малышей. 
У детей младшей группы кругозор еще не велик, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом. Движения, которые входят в игры, просты и разнообразны - это преимущественно основные, жизненно необходимые движения:  ходьба, бег, подлезание, прыжки, равновесие. В играх малышей отсутствует элемент соревнования. Рекомендуемые игры: 
-    «Солнышко и дождик», 
-    «Мыши и кот»,  
-    «Воробушки и автомобиль», 
-    «Цветные автомобили», 
-    «По ровненькой дорожке», 
-    «Поймай комара», 
-    «Пузырь», 
-    «Кто бросит дальше мешочек?», 
-    «Попади мешочком в круг». 

СРЕДНЯЯ ГРУППА 
С детьми средней группы проводятся игры более разнообразные по содержанию, чем с малышами. У детей этого возраста в результате воспитательной работы расширяют представления об окружающем мире. Поэтому в игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок. 
В средней группе, как и в младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них носят элемент соревнования, сначала индивидуального, а затем и коллективного. 
В средней группе также даются игры, сопровождающиеся текстом, причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята». Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит сигналом к прекращению действий или к началу новых движений. Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например, после бега сопровождает спокойную ходьбу в играх «Мы веселые ребята». 
«Карусель». 
Рекомендуемые игры: 
-    «Найди себе пару», 
-    «Чья колонна скорее соберется», 
-    «Самолеты», 
-    «Мы веселые ребята», 
-    «У медведя во бору», 
-    «Гуси-лебеди», 
-    «Зайцы и волки», 
-    «Охотник и зайцы», 
-    «Кто скорей снимет ленту», - «Кто скорей добежит до флажка», - «Затейники». 
  
СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ 
    Дети старшего возраста более самостоятельны и активны, чем малыши. Их движения становятся более точными, поэтому можно проводить  игры и забавы с более сложными двигательными заданиями. 
В старшей группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «Ловишки», игры с мячом. 
Игры детей этого возраста также построены на основных движениях - беге, прыжках, метании, лазании, но к детям предъявляются больше требований в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать. Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей     торможения,     выдержки,     сосредоточенности     внимания, наблюдательности, ловкости. 
Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективное соревнование. Рекомендуемые игры: 
-    «Мышеловка», 
-    «Ловишки из круга», 
-    «Хитрая лиса», 
-    «Два мороза», 
-    «Ловишка», «Бери ленту», 
-    Эстафеты с бегом, прыжками, метанием.